Белорусские власти боятся снимать историческое кино, считает Курейчик
Власти не любят по-настоящему классиков белорусской литературы и боятся снимать историческое кино.
Такое мнение высказал драматург, сценарист и режиссер Андрей Курейчик, выступая 31 октября в Минске на круглом столе по современной белорусской культуре, организованном Школой молодых менеджеров публичного администрирования SYMPA, сообщает БелаПАН.
По словам Курейчика, в Министерстве культуры уже долгое время лежат невостребованными несколько сценариев, созданных на основе произведений белорусских классиков. «Я видел два очень хороших сценария по Владимиру Короткевичу, они лежат там уже лет семь», — рассказал он. Драматург вспомнил, что ранее кинопроект «Каласы пад сярпом тваім» по Короткевичу готовил Николай Пинигин, два проекта по произведениям классиков подавал в Минкультуры Андрей Кудиненко. Все эти начинания так и не были доведены до конца.
«Вся белорусская классика глубоко патриотичная, — отметил Курейчик. — Но последний раз классику экранизировали в конце 1990-х годов, тогда реально был национальный подъем… Сейчас, насколько я понимаю, они ищут, что бы экранизировать, и все время находятся какие-то идеологи, никак не могу понять, какая же литература им нравится».
Посол Беларуси во Франции Павел Латушко, ранее занимавший должность министра культуры, в свое время хотел создать кинокартину о Янке Купале, рассказал драматург. Но помимо творчества и загадочной смерти в гостинице «Москва» в 1942 году в этом фильме пришлось бы упомянуть и о «1918—1919 годах, БНР, его речах и статьях». «Что значит копнуть белорусских поэтов, которые начинали в Вильне, что это будет? На такое честное кино государство не готово», — полагает Курейчик.
Сегодняшние идеологи белорусского государства, по его мнению, хотят «конфетно-карамельное кино на тему советской жизни и быта», но многие белорусские классики «не сильно любили советский строй, у них в жизни были совсем другие периоды в приоритете».
«Если взять XIX век, то там Кастусь Калиновский, события 1830-х годов — не за что ухватиться. Взять XVIII век — Тадеуш Костюшко, а еще раньше — Речь Посполитая. Вот и остаются эти славянские истории с Рагнедой и Евфросиньей, там еще можно как-то поработать… А так, вся история Беларуси пропитана сложными вопросами самоидентификации, политического устройства, мировоззренческого выбора белорусов, которые сейчас очень трудно вписываются в нынешнюю ситуацию», — подчеркнул драматург.
«Поэтому не очень любят классиков, историческое кино — они боятся его. Хотя все наши соседи создали массу фильмов на основе своей истории, каждый по-своему, ведь у каждого свой патриотизм. Но все исследуют эту тему, потому что нужно формировать свою основу национального самосознания», — добавил Курейчик.