"Маленький принц" - впервые на белорусской балетной сцене

Источник материала:  
25.10.2015 08:09 — Новости Культуры

Балет "Маленький принц" был создан белорусским композитором Евгением Глебовым в 1981 году. И уже в 1982 году в Хельсинки состоялась его мировая премьера. В 1983 году балет Евгения Глебова был поставлен Генрихом Майоровым в Москве в Большом театре. Одни из главных партий тогда исполнили Нина Ананиашвили, Алексей Фадеечев. В том же 1983 году премьера "Маленького Принца" состоялась в Горьковском театре, постановку осуществил легендарный Отар Дадишкилиани, поставивший до этого и другие балеты Евгения Глебова на сцене белорусского театра: "Альпийскую балладу" и "Тиля Уленшпигеля". В 1990 году с успехом прошла премьера балета "Маленький Принц" в постановке Игоря Чернышева в Самарском театре.

И только в этом году, 1 ноября балет "Маленький принц" Евгения Глебова будет представлен на сцене белорусского театра оперы и балета.

Хореограф-постановщик Александра Тихомирова рассказала читателям, как идет подготовка нового спектакля.

"Маленький принц" - впервые на белорусской балетной сцене
Александра Тихомирова, хореограф-постановщик

О музыке и либретто

Для любого балетмейстера — счастье работать с таким музыкальным материалом и делать зримой музыку, насыщенную такой красотой и яркими образами. Когда встал вопрос о новом либретто, мы обратились с предложением о сотрудничестве к Ларисе Васильевне Глебовой — вдове композитора, которая как никто знает творчество и личность Евгения Александровича, она автор книги о композиторе "Души серебряные струны". Наш спектакль — новый взгляд и на музыку Глебова, и на историю, рассказанную Антуаном де Сент-Экзюпери.

"Маленький Принц" — это философская притча, здесь нет ярко выраженного конфликта, борьбы, зато много метафор, аллегорий. Мы отказались от пересказа сюжета и стараемся найти скрытые смыслы, поэтому не можем обойтись без обращения к личности самого писателя. История взаимоотношений Принца и Розы — это история взаимоотношений Антуана де Сент-Экзюпери и его супруги Консуэло. Наш спектакль я бы назвала также историей человеческой личности, историей о том, как сохранить в себе человека — Маленького Принца, который живет в каждом из нас. Все, что связано с полетами в нашем спектакле, рифмуется с полетом фантазии человека-творца, который летает, когда имеет возможностью созидать.

Сцена из спектакля "Маленький принц" ГАБДТ, 1983 год, режиссер-постановщик Евгений Глебов
Сцена из спектакля "Маленький принц" ГАБДТ, 1983 год, режиссер-постановщик Евгений Глебов

Действующие лица и исполнители

Из главных действующих лиц у нас есть Летчик, его Любимая, Маленький Принц, Роза, Лис, Змея. Особое место отведено партии Фонарщика. По словам Ларисы Васильевны Глебовой, с которой мы писали либретто в соавторстве, сам композитор считал эту роль особенной, поэтому мы сделали ее доминантной. В нашем спектакле Фонарщик выступает как двигатель всей истории.

Над постановкой работают несколько составов солистов. Они все очень разные, каждый танцовщик по-своему интересен, и замечательно, что есть такое разнообразие индивидуальностей. Партию Летчика готовят Игорь Оношко, Егор Азаркевич, Олег Еромкин и совсем молодой танцовщик, который в перспективе, я думаю, должен вырасти в интересного артиста — Артем Баньковский. Роль Любимой будут исполнять Ольга Гайко, Александра Чижик, Ирина Еромкина, а также Валерия Грудина — юная, но уже очень интересная, с достаточно яркой индивидуальностью танцовщица. Роза — это Яна Штангей, Людмила Хитрова, Александра Чижик, Виктория Тренкина. Партию Принца исполнят Константин Героник и Такатоши Мачияма. Иван Савенков, Такатоши Мачияма и Артем Баньковский будут танцевать Лиса. Роль Змеи репетируют Надя Филиппова, Валерия Грудина, Полина Захаренкова, Вероника Овчинникова. Фонарщики у нас — Антон Кравченко и Дмитрий Шемет.

Темпоритм нынешнего времени диктует скорость во всем, на сегодняшний день каждая минута репетиций у нас на вес золота. Если репетиционный период прожит тщательно, то тогда спектакль будет стоять на крепком фундаменте. Это как любая вещь — одно дела ширпотреб, сделанный на скорую руку, другое дело, когда над вещью люди трудились тщательно и с любовью.

О постановщиках и зрителях

Наш спектакль будет ориентирован и на взрослых, и на детей. "Маленький Принц" — это, конечно же, взрослая сказка, но все же сказка, и дети в ней найдут что-то свое, поймут эту историю на своем уровне. Взрослея, будут открывать в этом балете другие смыслы.

Постановку спектакля осуществляют дирижер Олег Лесун, народный художник России, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Вячеслав Окунев. Автор либретто — Лариса Глебова, Александра Тихомирова.

Евгений Глебов и его балет "Маленький принц"

Творчество Евгения Глебова многогранно: симфонии и оратории, кантаты и инструментально-хореографические произведения, оперы, оперетты, камерно-инструментальная музыка, произведения для духового и народного оркестров, для эстрадного оркестра и джаза. Разнообразна и творческая деятельность композитора: он работал музыкальным редактором "Беларусьфильма", руководителем эстрадно-симфонического оркестра Гостелерадио БССР, дирижером и композитором в Республиканском театре юного зрителя. Детский репертуар был неизменной любовью Глебова (песни, оратория "Приглашение в страну детства" — 1973, инструментальные пьесы и др.). Для театра оперы и балета были созданы крупнейшие его произведения, который были поставлены не только на минской сцене: "Альпийская баллада" (по мотивам одноименной повести Василя Быкова) — в Челябинске, "Избранница" (по произведениям Янки Купалы) — в Новосибирске, "Тиль Уленшпигель" — во Львове, Челябинске, Ленинграде, Хельсинки; оперетта "Миллионерша" (по пьесе Бернарда Шоу) — в Москве, музыкально-театральные произведения Евгения Глебова ставились и за рубежом.

Евгений Глебов создавал и музыку для кино: его произведения звучат в знаменитых кинокартинах "Венок сонетов", "Дикая охота короля Стаха", "Снегурочка", "Последнее лето детства". Песни на музыку Евгения Глебова зрители знают по фильмам "Саша-Сашенька" и "Я родом из детства", в том числе в исполнении Владимира Высоцкого.

Ученик одного из основателей современной белорусской композиторской школы Анатолия Богатырева, Евгений Глебов также стал прекрасным педагогом, он преподавал сначала в минском музыкальном училище, затем вел класс композиции в консерватории и выпустил плеяду блестящих учеников, среди которых Леонид Захлевный, Ядвига Поплавская, Василий Раинчик, Эдуард Ханок, Вячеслав Кузнецов, Владимир Кондрусевич, Дмитрий Долгалев.

←Тест. Знаете ли вы историю витебских зданий?

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика