Онлайн-презентация Венецианской биеннале в Google и итоги участия белорусского павильона
После завершения Венецианской биеннале Google Cultural Institute 21 октября открыл онлайн-проект, который позволяет совершить виртуальную экскурсию по национальным павильонам. В проекте также представлен белорусский павильон с «Архивом свидетеля войны», который на этапе организации был под угрозой срыва из-за задержки финансирования. Тогда вместо первоначально запланированной выставки зрителям представили онлайн-презентацию, а полностью программу реализовали лишь спустя месяц.
Вместе с куратором белорусского павильона Алексеем Шинкаренко мы подвели итоги участия Беларуси в престижном проекте современного искусства, а также узнали подробности онлайн-проекта Google и то, как «Архив свидетеля войны» выглядел, когда финансирование поступило и проект доделали.
По идее куратора, зрителям было представлено пять томов факсимильных копий архивных фотографий в оригинальном размере. Каждому посетителю выдавался паспорт, куда он мог вклеить свое фото. В паспорте написана краткая история периода Первой мировой войны, нарисована карта Европы и линия фронта Первой мировой. После регистрации в системе посетитель включался в процесс изучения архива. Увиденные фото наталкивали человека на размышления. Затем он мог написать или нарисовать свое впечатление от погружения в архив. По словам Алексея Шинкаренко, большинство людей рисовало.
— Это была проверка нашей способности соперничать в высшей лиге. В Венеции чувствуешь большую конкуренцию и понимаешь, что в Беларуси ее нет. Не хочется будоражить белорусское сообщество, оно так прекрасно спит, и лучше его не будить, — говорит куратор и считает, что опыт, полученный в Венеции, сглаживает все эмоциональные затраты, так как о нем нигде не прочитаешь.
По наблюдениям куратора, в белорусском павильоне не было случайных посетителей — слишком много было альтернативы:
— Венецианская биеннале наглядно представляет систему потребления современного искусства: у людей несколько минут на павильон и несколько павильонов на день. Но мне кажется, мы показали, что можем бороться за кусочек огромного пирога биеннале.
По словам Алексея Шинкаренко, в среднем павильон посетило 30−40 человек в день. Для сравнения, литовский павильон посещало около 80 человек в день, хотя он был в три раза больше и повлек гораздо больше вложений в рекламу и продвижение в соцсетях.
— Поэтому в относительных цифрах мы выглядели очень достойно. Посетители оценили, что у нас не было пафоса и демонстрации денег в искусстве, от которой многие устали, — отметил куратор.
«Спустя сто лет услышать голос простого человека, который кричит и предупреждает»
— Кроме очевидной мысли, что война — это плохо, зрители после посещения белорусского павильона говорили о странном ощущении, что ничего не поменялось, как будто дистанции в сто лет нет. Архив заставляет переживать прошлое снова и снова. И получается, что прошлое, настоящее и будущее — это условность, которая легко слетает, когда человек оказывается в кризисной ситуации.
Первая мировая война выбрана неслучайно, потому что она незаслуженно забыта, считает Шинкаренко, и никто не хочет нести ответственность за эту часть истории.
— Империи исчезли, теперь это наследие новых стран, вроде как не наших, но на нас возложена эта ответственность, — рассказывает об идее проекта куратор. — И этот груз тяжелый — количество кладбищ и все ужасы, которые были пережиты за эти четыре года войны.
Многие посетители говорили, что это очень трогательный, хрупкий и важный проект, который, возможно, не будет замечен, потому что не эпатирует и не шокирует, но способствует переживанию, отмечает куратор. По его мнению, объяснение Нобелевского комитета, почему награда досталась Светлане Алексиевич («за многоголосое звучание ее прозы и увековечивание страдания и мужества». — TUT.BY), созвучно цели «Архива свидетеля войны». Кураторы также хотели вывести голос одного человека из сонма людей и узнать, «способен ли современный человек услышать голос простого человека, который кричит, предупреждает и закопан, и его просто нет».
«Пока мы не разобрались с этим наследием, оно все время будет на нас влиять»
Google Cultural Institute уже давно планомерно оцифровывают музеи, предоставляя виртуальные туры. В качестве эксперимента они решили оцифровать и Венецианскую биеннале.
Алексей говорит, что с каждым павильоном велись индивидуальные переговоры: где-то художник был против того, чтобы его произведение появлялось в цифровом виде, где-то нельзя было показывать видео, где-то нельзя было передать дух экспозиции.
Упор в белорусском павильоне делается не на визуальность, а на процесс погружения в документы. Поэтому Google сделал краткую презентацию проекта с видео о том, как работает павильон, какие-то фрагменты можно приблизить и почитать несколько отзывов.
Проект еще до биеннале позвали в Швецию.
— Ирландцы, жители азиатских стран подходили и говорили, что этот «Архив свидетеля войны» важно было бы показать в их стране, — рассказывает куратор об интересе посетителей из других стран.
По его словам, больше всего приглашений поступило из Украины. Но Алексей хотел бы проехать с архивом по местам, где сделаны фото тех лет, и собрать воспоминания и впечатления местных.
— Для людей война — это, скорее, картинка, не связанная с глубокими личными переживаниями. У нас очень тяжелое прошлое, которое до сих пор на нас влияет. И, работая с людьми в проекте, я это ощущаю. Пока мы не разобрались с этим наследием, оно все время будет на нас влиять, — считает Алексей.