Почему из-за противоречий в законах судятся белорусские авторы и операторы кабельного телевидения?
В судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь рассматривается иск нескольких белорусских авторов к кабельному телеоператору ОДО «Свет» города Борисов. Его обвиняют в нарушении авторских прав. В Беларуси было уже более 20 подобных дел, которые, как правило, кабельные операторы проигрывают. Они это связывают с противоречиями в белорусском законодательстве. TUT.BY попытался разобраться в проблеме.
Суть очередного искового требования заключается в том, что по одному из телеканалов была показана передача с песнями авторов, за которые кабельный оператор, осуществлявший трансляцию своим абонентам, не перечислил авторские вознаграждения.
«Всего лишь транспорт». Почему кабельный оператор должен платить авторам?
«Должен ли платить авторам книг водитель автомобиля, перевозящий книги из издательства в магазин?» — задается вопросом директор ОДО «Свет» Сергей Билецкий. — Почему в книжном деле заботу об отношениях с авторами берет на себя издательство, а в сфере телевидения происходит двойственное толкование законодательства?".
Телевизионные кабельные сети получили широкое развитие в Беларуси в начале 2000-х. В первую очередь, это связано с тем, что на территории страны существует масса зон с «неуверенным» приемом сигнала. Ландшафт местности, плотные городские постройки приводили к отражению и наложению сигналов, и как результат — неважному качеству картинки при просмотре ТВ через комнатную антенну. Первые кабельные операторы, закупая мощное оборудование, могли получить картинку высокого качества и посредством кабеля поделиться ей с соседями. Также, с помощью спутниковых антенн они могли получать трансляции спортивных и многих других каналов, которые невозможно было увидить в эфире. Так некоторые локальные кабельные сети с охватом в несколько подъездов или домов со временем превратились в крупные сети с тысячами абонентов и заняли крупную нишу в сфере телекоммуникаций.
По словам Билецкого, технологии телевещания шагнули вперед и на сегодняшний день, редакции телевизионных СМИ больше не вещают «в эфире». Времена, когда любой житель страны мог поймать сигнал на комнатную антенну, остались в далеком прошлом, а новой средой распространения сигнала стали кабельные сети и интернет. Сейчас редакции СМИ имеют договоры с кабельными и другими операторами и соответствующие лицензии. Но активное развитие привело к тому, что параллельно стали существовать взаимопротиворечащие законопроекты, которые регулируют деятельность операторов кабельного телевидения и приводят к искам со стороны авторов.
TUT.BY обратился за пояснением к директору предприятия «Бетателесеть», крупнейшего в стране распространителя имущественных прав на телеканалы Сергею Яременко.
«В новом законе о СМИ прописано, что кабельный оператор является оператором связи и оказывает услугу производителям контента (редакциям телевизионных средств массовой информации) по доставке их сигнала абонентам, — говорит Яременко. — А в законодательстве об авторском праве сказано, что „передача по кабелю“ является одной из форм использования контента, за которое оператор обязан платить авторское вознаграждение. Но ведь по сути „передача по кабелю“ — технический термин. Нигде в законе не прописано слово „ретрансляция“. Но оно есть в международной конвенции о трансграничном вещании, где говорится, что кабельный оператор не использует контент: не меняет форму, содержание, а ретранслирует его. Соответственно платить за авторские права он не должен».
По словам директора ОДО «Свет» Сергея Билецкого, было бы логично если бы редакции телевизионных СМИ, в рамках государственной информационной политики, создавали телепередачи, рассчитывались со всеми авторами и передавали операторам «чистый» продукт.
«Ведь по сути, кабельные операторы занимаются тем же, чем и Белорусский радиотелевизионный передающий центр (БРТПЦ), вещавший в эфире. То есть они выполняют одинаковую фунцию, но технически разными способами, — поясняет Яремнеко, — И если раньше редакции СМИ заключали договор с БРТПЦ, и брали на себя обязательства по работе с авторами, то сейчас они должны заключать договор и с кабельными операторами о вещании сигнала в сетях операторов без взимания авторского вознаграждения».
Регулятором отношений между авторами и пользователями их произведений выступает Национальный центр интеллектуальной собственности (НЦИС). Организация занимается защитой прав авторов, заключивших с ней договор. В отчете за 2014 год, опубликованном на сайте НЦИС, говорится, что организация заключила 4031 договор с белорусскими авторами и иными правообладателями об управлении имущественными правами (обеспечение сбора, распределения и выплат вознаграждения авторам). В том числе НЦИС представляет интересы подобных организаций и сотрудничающих с ними авторов из 38 стран мира.
На данный момент, сумма, которую кабельные операторы должны переводить в качестве вознаграждения авторам, составляет три процента от дохода, поступающего от абонентов за оказание телевизионных услуг. Однако договор с организацией не гарантирует защиту от исковых требований со стороны других авторов.
«Любой автор отдельно от НЦИС может подать иск о том, что его права ущемлены и по действующему законодательству суд вынужден принять решение о выплате минимальной компенсации. А минимальная компенсация — 5 миллионов рублей за каждый случай использования, — рассказывает Яременко. — Если любой другой канал продает контент с „неочищенными“ правами, оператору проще его выключить. Потому что каналов таких форматов очень много. Здесь же он так сделать не может. И этим пользуются белорусские авторы».
По словам Яременко, часто иски несоразмерны доходам операторов: «Когда предъявляется иск на 100 миллионов, многие операторы вынуждены закрыться. „Космос ТВ“ и МТИС проигрывали подобные дела на 105, 180 миллионов. Что уже говорить о мелких операторах с двумя тысячами абонентов. Экономического экстремизма на рынке быть не должно».
Социальный пакет в нагрузку. Плюс «авторские»
Повышенное внимание к проблеме вызвано и тем, что 1 июля этого года вступило в силу постановление Совета министров № 407 с утвержденным пакетом телепрограмм, обязательным к показу на территории страны всеми операторами электросвязи. На данный момент в этот список входят 9 каналов: «Беларусь 1», ОНТ, СТВ, «Россия-Беларусь», «НТВ-Беларусь», «Беларусь 2», «Беларусь 3» и «Беларусь 5». Согласно постановлению кабельные операторы не в праве выбрать, отказаться или поменять содержание социального пакета телепрограмм.
«Так как одной из важных задач государства является информационная безопасность страны, трансляция социального пакета была вменена операторам кабельного телевидения как обязанность. Оператор не мог сказать: я буду показывать только коммерческие каналы. Он должен предоставить обратившемуся к нему абоненту бесплатный социальный пакет. Это нами даже не обсуждалось, это правильно и нормально», — поясняет Яременко.
Кабельные операторы согласны, что социальная функция должна исполняться любым оператором, но он не должен платить за то, что он не использует права. По данным НЦИС, за 2014 год сумма собранного авторского вознаграждения с кабельного телевидения составила 6,17 млрд рублей. Это 19,4% всей доли всех секторов использования. Доля телерадиовещания составила 7,2%.
«Редакции СМИ, созадющие телепередачи, платят авторам „копейки“ только за трансляцию в уже несуществующем „эфире“. А НЦИС — орган, который аккредитован государством для охраны их прав, и который обязан мониторить производителей контента (телепередач), от этой проблемы устранился, — говорит директор ОДО „Свет“ Сергей Билецкий, — Вместо этого они нещадно кромсают кабельных операторов — технических исполнителей процесса. Кстати, кабельный оператор не получает за общедоступный пакет прибыли вообще. И что сейчас получается: ты (оператор) что-то „использовал“, сам даже не зная что, но ты обязан это „использовать“ по закону. Поэтому ты (оператор) виновен по обязательству и должен выплачивать штраф за незаконное „использование“».
НЦИС: «Мы все равно будем выставлять требования операторам»
TUT.BY обратился в Национальный центр интеллектуальной собственности за разъяснением сложившейся ситуации.
«У меня принципиально иная точка зрения, — говорит Алексей Бичурин, начальник центра по коллективному управлению имущественными правами НЦИС. — Вплоть с 96 года до настоящего времени законодательство об интеллектуальной собственности и в частности об авторском праве не подразумевало двоякого чтения. Всегда вещание любой телепрограммы в кабельной сети признавалось и признается, учитывая международные договоры, способом использования, за которое нужно выплачивать авторское вознаграждение».
По словам Бичурина, абсолютное большинство операторов кабельной сети вели деятельность не заключая договора с НЦИС, успокоившись на том, что обычно, они заключают договоры с поставщиками программ. То есть с продавцами прав на трансляцию той или иной программы.
«С 2007 года мы повышали градус давления на кабельное сообщество. Один — два иска в год. Одновременно на всех подать иски физически невозможно. А с 2011 года мы уверенно работаем в секторе кабельного телевидения, к сожалению, не редко через конфликтные ситуации. Исковому требованию предшествуют разъяснения, что в соответствии с законодательством платить нужно. И наши предложения натыкаются на сформировавшиеся с течением времени представления о том, что, если не платили вчера, почему мы должны платить сегодня?» — поясняют в НЦИС.
По данным НЦИС сегодня в Беларуси представлены порядка 150 субъектов хозяйствования в сфере кабельного телевидения. Охват кабельных сетей составляет около 2,7 миллионов домохозяйств.
«Здесь создается особая законодательная ситуация, когда с одной стороны оператор кабельного ТВ обязан транслировать телеканалы социального пакета, с другой стороны он обязан выплачивать авторское вознаграждение за использование произведений, которые содержатся в рамках этих телепрограмм. Он бы и хотел прекратить незаконное использование, выключив эти телепрограммы и не получать претензии с нашей стороны, но закон ему запрещает это делать, — поясняет Бичурин. — Но нужно понимать, что музыкальные произведения авторов, интересы которых мы представляем, содержатся не только в телепрограммах социального пакета, но и по сути во всех телепрограммах в той или иной форме: отбивка, заставка телепрограммы, реклама, клип, концерт, фильм, в котором используется музыка, — могут охватывать репертуар, с которым мы работаем. Гарантий, что именно наша музыка содержится в конкретном участке программы я дать не могу, пока мы его не исследуем. У нас миллионы позиций музыки, которую мы представляем, причем она постоянно расширяется».
По словам Бичурина, все кабельные операторы говорят о том, что они всего лишь транспорт. Тут забираю — там отдаю: «Но в этом-то и заключается использование. Взял контент — передал абоненту. Абонент за это заплатил деньги. В том числе и за эту программу, в том числе и за это произведение».
«Осознав это, операторы стали заявлять, что их обязали транслировать неочищенный контент. Но это всегда было так и завтра тоже будет так. Я знаю, что они выходили на Министерство информации и Министерство связи с попыткой продавить ситуацию в том, что покупать трансляцию на вещание в кабеле должны организации вещания (редакции телевизионных СМИ). Например, телеканал ОНТ имеет с нашей организацией договор и выплачивает авторские вознаграждения, но только за отдельный вид использования — эфирную телетрансляцию своих программ. А за кабельную на сегодняшний день нам должны выплачивать те субъекты, которые передают эти программы в кабельной сети. ОНТ этим не занимается. Во-первых, у него нет своей кабельной сети, во-вторых, на данный момент ОНТ ограничивает свою деятельность лишь передачей сигнала на принимающие головные станции операторов кабельных сетей. А они уже забирают сигнал и передают в свою кабельную сеть. Поэтому пользователями мы признаем их, и это многократно подтверждено судебной практикой в десятки дел», — говорит Бичурин.
— Кабельные операторы покупают этот контент у каналов?
— Насколько я знаю, Белтелерадиокомпания продает этот контент. Правда, за смешные деньги, условно говоря, 5 рублей с абонента. Но телепрограмма представляет собой объект смежных прав. Это значит, что готовая программа не прекращает существование авторских прав отдельных песен, входящих в нее. Некоторые юристы сами не понимая или специально жонглируя терминами заявляют, что, купив смежные права, мы ничего не должны по авторским правам.
Существует общий принцип реализации прав на объекты интеллектуальной собственности: конкретное лицо не может продать больше, чем у него есть. У наших телеканалов от НЦИС есть права только на эфирное вещание. У нас с ними заключен договор о выплате авторского вознаграждения. Следовательно, они, продать права операторам кабельного вещания не могут. У них самих таких прав нет.
На государственном уровне предпринимается попытка обязать вещателей покупать и права на кабель. Если она победит, это будет означать, что расходы вещателей (телеканалов) на эти цели значительно вырастут. К сожалению, пытаясь решить узкий момент коммерческих интересов операторов кабельного телевидения, мы создаем намного большую проблему — общесоциальную. Мы заставим наших вещателей (редакции телевизионных СМИ) платить деньги, они будут меньшими, чем могут платить совместно все кабельные операторы. А это значительно повлияет на валовую долю национальных правообладателей. В нашем понимании пострадают наши авторы, которые будут получать меньшие авторские вознаграждения.
Например, «Дискавери» не использует белорусскую музыку, но мы представляем интересы тех иностранных авторов, чья музыка там используется. И мы все равно будем выставлять требования операторам, чтобы они платили за эти каналы. Мы свои три процента будем собирать исключительно за иностранный контент и деньги уйдут заграницу — иностранным авторам.
Мы как организация по управлению правами будем продолжать свою работу и все равно сделаем все, чтобы авторские вознаграждения выплачивались. Если социальный пакет уберут, мы будем работать по расширенному пакету, которые предоставляют кабельные операторы. Несмотря на заверения, что у них там все гарантированно. В Европе вещатели не покупают права на кабель. Они понимают, что это проблема тех, кому они будут продавать свой контент (телепередачи). Не важно, для кабельного или интернет-телевидения.
— То есть, выход в том, чтобы все кабельные операторы заключили с вами договор?
— Это было бы идеальной ситуацией. Но, возможно, решение ситуации нужно искать на государственном уровне в создании механизма, устраивающего всех. То есть должна быть приемлемая ставка. Это не значит, что это должны быть три процента. Например, в России — пять, в Европе они тоже разные. В Европе, согласно европейской директиве 97 года, авторы и кабельные операторы обязаны реализовывать права на кабельное вещание только через организацию коллективного управления. В данном случае через НЦИС. Автор понимает, что он защищен, а оператор понимает, что к нему не будет претензий со стороны автора.