"Беларусьфильм" предлагает режиссеру отказаться от проекта и отдает фильм Кончаловскому

Источник материала:  
06.10.2015 12:10 — Новости Культуры

Министерство культуры предлагает режиссеру Андрею Голубеву отказаться от съемок его детища — фильма, посвященного 100-летию милиции. Сценарий, который ему помогали готовить специалисты из МВД и который он писал восемь лет, выиграл республиканский конкурс. Голубев был готов приступить к съемкам, но этот фильм предложили снимать Егору Кончаловскому.

Сценарий режиссера Андрея Голубева по роману Николая Ильинского «Чужой среди своих» выиграл в этом году республиканский конкурс кинопроектов. Сценарий, по его словам, он писал «под себя» в течение восьми лет. Однако когда подошло время съемок, Голубев узнал, что фильм отдают российскому режиссеру Егору Кончаловскому. Возразившему Голубеву редакционный совет «Беларусьфильма» в резолюции указал доработать сценарий за неделю.

Андрей Голубев. Фото: www. kino-teatr.ru

«Эта резолюция помогает им законным способом от меня избавиться, — убежден Андрей Голубев, — потому что я не согласен подписывать приложения к договорам и уступать место Егору Кончаловскому. Если я не исправлю сценарий в течение шести дней по их требованиям, они меня просто сдвинут. Но я писал сценарий под себя как режиссера. Если придет Кончаловский, он будет что-то добавлять, а он не имеет на это права, пока я являюсь автором сценария».

Редакторы «Беларусьфильма» на основании письма из Министерства культуры проанализировали работу Голубева и решили, что в шестидневный срок ему надо «выстроить драматургию так, чтобы основная история не выпадала из поля зрения», а также «убрать лишние сцены и эпизоды», «углубить персонажи», «сократить диалоги», убрать «трасянку» из речи отрицательного персонажа, так как положительные герои по сценарию говорят на русском.


Фото со страницы Андрея Курейчика в Facebook




Голубев говорит, что попытается исправить сценарий, хотя понимает, что не устроит Минкульт и в этот раз — и «они выиграют».

«Написали петицию на трех листах, и понятно, что это невыполнимые обязательства. Я был готов уже завтра идти снимать. И по сценарию финал должен сниматься именно осенью. Если сейчас время будет упущено, фильм не успеют снять к концу года», — отмечает режиссер.

При этом Голубев отметил, что подавал на конкурс не просто сценарий, а комплекс документов: маркетинговые исследования, презентацию проекта с уже отобранными актерами и местами съемок.

— Меня вызвали на защиту проекта на конкурсе как режиссера и разговаривали со мной как с режиссером. Борис Владимирович (Светлов — Министр культуры — TUT.BY), сидя от меня справа, говорил мне: «Андрюша, ты ж постарайся, потому что фильм будет смотреть президент». Я ответил, что постараюсь, и уже не раз показывал фильмы президенту и понимаю, какая это ответственность. (Режиссер снял такие кинокартины, как «Краповый берет» и «Чаклун и Рубма» - прим.TUT.BY).

После ухода с поста директора «Беларусьфильма» Олега Сильвановича министр культуры Борис Светлов, по словам Андрея Голубева, предложил эту должность ему.

«После многочисленных уговоров я согласился, прошел лечкомиссию, комитет и ждал назначения, — вспоминает Голубев. — Потом начался конкурс, и я захотел в нем участвовать на общих основаниях. Мне предложили участвовать не как частному лицу, а от киностудии. Мы заключили договор».

Сценарий фильма «Следы на воде» по роману Николая Ильинского «Чужой среди своих» выиграл конкурс легко. «Единственное замечание, которое было высказано, это что режиссер страдает грамматическими ошибками, — признается Андрей Голубев. — Это мой минус, поскольку в школе я плохо учился, зато хорошо учился в Академии искусств и стал президентским стипендиатом».

Как известно, директором киностудии впоследствии стал Игорь Поршнев. По словам Андрея Голубева, ему тут же сообщили, что фильм он снимать не будет, и Поршнев, как директор киностудии, согласно договору, имеет право менять условия. Режиссер отказался бросать проект, и тогда его вызвали в Министерство культуры, где, по его словам, также просили отказаться от съемок.

— Я попросил подготовить документ, который я должен подписать. Такого документа у них не нашлось, потому что есть закон о национальных кинопроектах, которые должны снимать белорусские режиссеры за белорусские деньги. Но они очень боятся приезда Александра Григорьевича в конце года на приемку киностудии. Естественно, ему должны показать какое-то кино, — предполагает режиссер.

Фильм приурочен к 100-летию милиции, и сценарий писался восемь лет в сотрудничестве с МВД, на основании архивов и документов. «Я даже встречался с помощником министра внутренних дел России генералом-полковником Шиловым, который предложил мне сделать премьеру в Кремле, когда фильм будет снят. Все были „за“, не было только денег», — рассказывает Голубев.

Андрей Голубев обратился с письмом к президенту Беларуси, где также обратил внимание на размер гонорара, который придется заплатить Кончаловскому. «Он получает около 10% сметы фильма. Это около 100 тыс долларов. В то время как мой гонорар составляет 5−6 тыс долларов», — комментирует Голубев.

— Меня уже вызывали, просили не поднимать шум. Но я хоть несколько картин снял на «Беларусьфильме», а пташуковцы (ученики режиссера Михаила Пташука — TUT.BY) сидят без работы более 10 лет, и работы не будет, потому что приглашают российских режиссеров, а белорусским режиссерам просто нечего делать у себя на родине, — в заключение посетовал Андрей Голубев.

Получить оперативный комментарий в Министерстве культуры TUT.BY не удалось. Там ответили, что готовят официальный ответ первого замминистра Ирины Дриги.

«Беларусьфильм»: «С Голубевым откровенно поговорили, а его дальнейшие шаги удивляют»

Ситуацию прокомментировал директор «Беларусьфильма» Игорь Поршнев. Он отметил, что картина «Следы на воде» еще не пошла в запуск, и с режиссером подписывают договор только после начала производственного процесса. Пока с Егором Кончаловским есть только предварительная договоренность. «Поскольку он порядочный человек и держит данное им слово, мы анонсировали его работу на этом проекте», — сказал директор.


Директор «Беларусьфильма» Игорь Поршнев. Фото: Александр Васюкович

По словам Игоря Поршнева, выбор пал на Егора Кончаловского, потому что он заинтересовался темой фильма — сложная ситуация на освобожденных от гитлеровцев территориях Беларуси, где полностью разрушена мирная жизнь и ее надо восстанавливать с нуля. Кончаловский увидел потенциал в материале, который имеет и детективную основу, и пространство для выстраивания сложных психологических взаимоотношений, поясняет Поршнев.

От также подчеркнул, что «Следы на воде» — это фильм совместного производства, так как наше государство финансирует проект частично. «Фильм рассказывает о событиях на белорусской земле, сценарий написан белорусскими авторами по произведению белорусского писателя. Вполне допустимо, что постановщиком совместной картины станет российский кинорежиссер», — комментирует Игорь Поршнев.

Кроме того, подчеркнул директор, довольно трудно найти свободного режиссера из числа востребованных.

По поводу несогласия Андрея Голубева директор «Беларусьфильма» обратил внимание, что сценарист и режиссер — две абсолютно разные профессии. Андрей Голубев был и остается одним из авторов сценария вместе с Николаем Ильинским, заверили в «Беларусьфильме», но это не означает, что он автоматически становится режиссером.

— Нравится кому-то или нет, но мы существуем в условиях продюсерского кинематографа. И если продюсер несет ответственность за качество картины, то он также имеет право принимать такие важные решения, как выбор режиссера. Прежде чем окончательно определиться с кандидатурой режиссера-постановщика, мы откровенно поговорили с Андреем Голубевым. Поэтому его дальнейшие шаги несколько удивляют, — комментирует Поршнев.

Так как при подаче заявки на конкурс сценариев Андрей Голубев и «Беларусьфильм» заключили договор, то, по словам директора, это означает, что киностудия стала владельцем всех прав на сценарный материал. При этом договор обязывает автора вносить изменения по требованию студии.

— Когда автор подписывает такой договор, он знает, что сценарий — лишь основа для будущего фильма и не представляет собой окончательный вариант текста, в котором нельзя менять ни слова, — говорит Поршнев. — В редких случаях бывает, что автор либо отказывается выполнять требования студии, либо не может выполнить их в силу различных обстоятельств — авторский договор предполагает такую ситуацию и дает студии право приглашать третьих лиц для доработки сценарного материала, то есть других сценаристов, но при этом права основного автора не ущемляются. Он остается в титрах и получает вознаграждение.

При этом директор подчеркнул, что с Андреем Голубевым заключен договор именно на написание сценария. По его условиям режиссер обязался вносить изменения в сценарий по требованию студии. По словам директора, это обычная практика, когда сценарий дорабатывается даже в процессе съемок и монтажа. При этом он отметил, что у сценария Андрея Голубева длинная история. С 2006 года он неоднократно выносился на обсуждения в редсовете киностудии и неоднократно отправлялся на доработку, которая так и не была выполнена.

— «Следы на воде» — это обычный проект с долевым финансированием государства и не имеет статус национального. Поэтому белорусская сторона вправе приглашать режиссеров-постановщиков и других специалистов, тем более что 30% в этом проекте — это средства, привлеченные со стороны, — пояснил Поршнев замечание Голубева о том, что национальные кинопроекты по закону могут снимать только белорусские режиссеры.

←Президент поздравил с 65-летием народного артиста Беларуси Юрия Трояна

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика