"Беларусьфильм" предлагает режиссеру отказаться от проекта и отдает фильм Кончаловскому
Министерство культуры предлагает режиссеру Андрею Голубеву отказаться от съемок его детища — фильма, посвященного 100-летию милиции. Сценарий, который ему помогали готовить специалисты из МВД и который он писал восемь лет, выиграл республиканский конкурс. Голубев был готов приступить к съемкам, но этот фильм предложили снимать Егору Кончаловскому.
Сценарий режиссера Андрея Голубева по роману Николая Ильинского «Чужой среди своих» выиграл в этом году республиканский конкурс кинопроектов. Сценарий, по его словам, он писал «под себя» в течение восьми лет. Однако когда подошло время съемок, Голубев узнал, что фильм отдают российскому режиссеру Егору Кончаловскому. Возразившему Голубеву редакционный совет «Беларусьфильма» в резолюции указал доработать сценарий за неделю.
«Эта резолюция помогает им законным способом от меня избавиться, — убежден Андрей Голубев, — потому что я не согласен подписывать приложения к договорам и уступать место Егору Кончаловскому. Если я не исправлю сценарий в течение шести дней по их требованиям, они меня просто сдвинут. Но я писал сценарий под себя как режиссера. Если придет Кончаловский, он будет что-то добавлять, а он не имеет на это права, пока я являюсь автором сценария».
Редакторы «Беларусьфильма» на основании письма из Министерства культуры проанализировали работу Голубева и решили, что в шестидневный срок ему надо «выстроить драматургию так, чтобы основная история не выпадала из поля зрения», а также «убрать лишние сцены и эпизоды», «углубить персонажи», «сократить диалоги», убрать «трасянку» из речи отрицательного персонажа, так как положительные герои по сценарию говорят на русском.
Голубев говорит, что попытается исправить сценарий, хотя понимает, что не устроит Минкульт и в этот раз — и «они выиграют».
«Написали петицию на трех листах, и понятно, что это невыполнимые обязательства. Я был готов уже завтра идти снимать. И по сценарию финал должен сниматься именно осенью. Если сейчас время будет упущено, фильм не успеют снять к концу года», — отмечает режиссер.
При этом Голубев отметил, что подавал на конкурс не просто сценарий, а комплекс документов: маркетинговые исследования, презентацию проекта с уже отобранными актерами и местами съемок.
— Меня вызвали на защиту проекта на конкурсе как режиссера и разговаривали со мной как с режиссером. Борис Владимирович (Светлов — Министр культуры — TUT.BY), сидя от меня справа, говорил мне: «Андрюша, ты ж постарайся, потому что фильм будет смотреть президент». Я ответил, что постараюсь, и уже не раз показывал фильмы президенту и понимаю, какая это ответственность. (Режиссер снял такие кинокартины, как «Краповый берет» и «Чаклун и Рубма» - прим.TUT.BY).
После ухода с поста директора «Беларусьфильма» Олега Сильвановича министр культуры Борис Светлов, по словам Андрея Голубева, предложил эту должность ему.
«После многочисленных уговоров я согласился, прошел лечкомиссию, комитет и ждал назначения, — вспоминает Голубев. — Потом начался конкурс, и я захотел в нем участвовать на общих основаниях. Мне предложили участвовать не как частному лицу, а от киностудии. Мы заключили договор».
Сценарий фильма «Следы на воде» по роману Николая Ильинского «Чужой среди своих» выиграл конкурс легко. «Единственное замечание, которое было высказано, это что режиссер страдает грамматическими ошибками, — признается Андрей Голубев. — Это мой минус, поскольку в школе я плохо учился, зато хорошо учился в Академии искусств и стал президентским стипендиатом».
Как известно, директором киностудии впоследствии стал Игорь Поршнев. По словам Андрея Голубева, ему тут же сообщили, что фильм он снимать не будет, и Поршнев, как директор киностудии, согласно договору, имеет право менять условия. Режиссер отказался бросать проект, и тогда его вызвали в Министерство культуры, где, по его словам, также просили отказаться от съемок.
— Я попросил подготовить документ, который я должен подписать. Такого документа у них не нашлось, потому что есть закон о национальных кинопроектах, которые должны снимать белорусские режиссеры за белорусские деньги. Но они очень боятся приезда Александра Григорьевича в конце года на приемку киностудии. Естественно, ему должны показать какое-то кино, — предполагает режиссер.
Фильм приурочен к 100-летию милиции, и сценарий писался восемь лет в сотрудничестве с МВД, на основании архивов и документов. «Я даже встречался с помощником министра внутренних дел России генералом-полковником Шиловым, который предложил мне сделать премьеру в Кремле, когда фильм будет снят. Все были „за“, не было только денег», — рассказывает Голубев.
Андрей Голубев обратился с письмом к президенту Беларуси, где также обратил внимание на размер гонорара, который придется заплатить Кончаловскому. «Он получает около 10% сметы фильма. Это около 100 тыс долларов. В то время как мой гонорар составляет 5−6 тыс долларов», — комментирует Голубев.
— Меня уже вызывали, просили не поднимать шум. Но я хоть несколько картин снял на «Беларусьфильме», а пташуковцы (ученики режиссера Михаила Пташука — TUT.BY) сидят без работы более 10 лет, и работы не будет, потому что приглашают российских режиссеров, а белорусским режиссерам просто нечего делать у себя на родине, — в заключение посетовал Андрей Голубев.
Получить оперативный комментарий в Министерстве культуры TUT.BY не удалось. Там ответили, что готовят официальный ответ первого замминистра Ирины Дриги.
«Беларусьфильм»: «С Голубевым откровенно поговорили, а его дальнейшие шаги удивляют»
Ситуацию прокомментировал директор «Беларусьфильма» Игорь Поршнев. Он отметил, что картина «Следы на воде» еще не пошла в запуск, и с режиссером подписывают договор только после начала производственного процесса. Пока с Егором Кончаловским есть только предварительная договоренность. «Поскольку он порядочный человек и держит данное им слово, мы анонсировали его работу на этом проекте», — сказал директор.
По словам Игоря Поршнева, выбор пал на Егора Кончаловского, потому что он заинтересовался темой фильма — сложная ситуация на освобожденных от гитлеровцев территориях Беларуси, где полностью разрушена мирная жизнь и ее надо восстанавливать с нуля. Кончаловский увидел потенциал в материале, который имеет и детективную основу, и пространство для выстраивания сложных психологических взаимоотношений, поясняет Поршнев.
От также подчеркнул, что «Следы на воде» — это фильм совместного производства, так как наше государство финансирует проект частично. «Фильм рассказывает о событиях на белорусской земле, сценарий написан белорусскими авторами по произведению белорусского писателя. Вполне допустимо, что постановщиком совместной картины станет российский кинорежиссер», — комментирует Игорь Поршнев.
Кроме того, подчеркнул директор, довольно трудно найти свободного режиссера из числа востребованных.
По поводу несогласия Андрея Голубева директор «Беларусьфильма» обратил внимание, что сценарист и режиссер — две абсолютно разные профессии. Андрей Голубев был и остается одним из авторов сценария вместе с Николаем Ильинским, заверили в «Беларусьфильме», но это не означает, что он автоматически становится режиссером.
— Нравится кому-то или нет, но мы существуем в условиях продюсерского кинематографа. И если продюсер несет ответственность за качество картины, то он также имеет право принимать такие важные решения, как выбор режиссера. Прежде чем окончательно определиться с кандидатурой режиссера-постановщика, мы откровенно поговорили с Андреем Голубевым. Поэтому его дальнейшие шаги несколько удивляют, — комментирует Поршнев.
Так как при подаче заявки на конкурс сценариев Андрей Голубев и «Беларусьфильм» заключили договор, то, по словам директора, это означает, что киностудия стала владельцем всех прав на сценарный материал. При этом договор обязывает автора вносить изменения по требованию студии.
— Когда автор подписывает такой договор, он знает, что сценарий — лишь основа для будущего фильма и не представляет собой окончательный вариант текста, в котором нельзя менять ни слова, — говорит Поршнев. — В редких случаях бывает, что автор либо отказывается выполнять требования студии, либо не может выполнить их в силу различных обстоятельств — авторский договор предполагает такую ситуацию и дает студии право приглашать третьих лиц для доработки сценарного материала, то есть других сценаристов, но при этом права основного автора не ущемляются. Он остается в титрах и получает вознаграждение.
При этом директор подчеркнул, что с Андреем Голубевым заключен договор именно на написание сценария. По его условиям режиссер обязался вносить изменения в сценарий по требованию студии. По словам директора, это обычная практика, когда сценарий дорабатывается даже в процессе съемок и монтажа. При этом он отметил, что у сценария Андрея Голубева длинная история. С 2006 года он неоднократно выносился на обсуждения в редсовете киностудии и неоднократно отправлялся на доработку, которая так и не была выполнена.
— «Следы на воде» — это обычный проект с долевым финансированием государства и не имеет статус национального. Поэтому белорусская сторона вправе приглашать режиссеров-постановщиков и других специалистов, тем более что 30% в этом проекте — это средства, привлеченные со стороны, — пояснил Поршнев замечание Голубева о том, что национальные кинопроекты по закону могут снимать только белорусские режиссеры.