Про "Плошчу", БелАЗ и мировые катаклизмы: режиссер "Мы, братья" рассказал TUT.BY о фильме

Источник материала:  
05.10.2015 15:53 — Новости Культуры

1 октября начались показы фильма «Мы, братья» в кинотеатрах Минска. Белорусская премьера для узкого круга приглашенных прошла 24 сентября, а 1 октября на вторую премьеру на один день приехал режиссер фильма Уильям Де Виталь. Он дал TUT.BY эксклюзивное интервью, в котором ответил на неудобные вопросы журналиста, видевшего фильм.


Фото с сайта naviny.by

Режиссер рассказал, что американские звезды не приехали на премьеру, потому что их график расписан на два года вперед. О минской премьере сам режиссер узнал за неделю и не смог приехать, потому что «тоже стал очень востребован».

По сюжету мир разделен на авелитов и каинитов — носителей кода Каина. Если носитель печати Каина делает выбор в пользу нетерпимости и гнева, он запускает цепную реакцию зла вокруг себя. Сара Огден (ее играет американская актриса Наташа Алам) – из ордена авелитов, она ездит по миру и спасает каинитов от роковой ошибки. Так она приезжает в Минск, чтобы помочь младшему брату Павлу — «каиниту на стадии активации». Братья Егор и Павел рассорились из-за недоразумения с девушкой, которую любит Павел. Одним из звеньев такой роковой цепочки зла является попытка населения штурмовать администрацию президента и взрыв автобуса, который устраивает один из каинитов.

Однако не в планах каинитов, чтобы поездка Сары удалась. На нее устраивается серия покушений, в том числе на БелАЗ, и Егор, будучи начальником охраны президента, берет ее под свою опеку и влюбляется. Сара раскрывает заговор, мирит братьев и прерывает цепочку зла. В финале братья и их девушки оказываются в Америке.

Уильям де Виталь ответил на все вопросы о фильме, которые остались после просмотра.

— Как минимум 700 человек в Минске (количество мест в кинотеатре «Москва») уже видели фильм, и есть критические отзывы. Вас не задело, что белорусы не оценили проект?

— Я не говорил бы про белорусов в целом. Это мнение нескольких человек, тех, кто высказывал критику еще до съемок и до выхода фильма. Даже самый жестокий критик всегда описывает как хорошее, так и плохое, и дает анализ тому, что увидел. Когда человек просто ругает от начала до конца — это не мнение, а желание плюнуть в душу.

После показа в Америке к нам подходили режиссеры, продюсеры, актеры. Их мнение сводилось к одному: фильм удался. Все были изумлены и спрашивали, где находится Беларусь и неужели там снимают такое кино. Указывали на хорошие стороны и делали замечания. На фестивале «Киношок» в Анапе от 30 присутствовавших я получил только одно замечание: байкер возразил, что мотоцикл легко бы ушел от погони автомобиля. Режиссеры просто подходили и поздравляли. Эти мнения мне важнее.

Один американец дважды заплакал на фильме. Это для меня показатель.

— Но можно сказать, что это тоже единичное мнение. Не все же американцы заплакали.

— Тем не менее.

— Но вы допускаете, что людям, которые критикуют, действительно искренне не понравился фильм?

(На этот вопрос ответил Сергей Жданович, также присутствовавший при разговоре. — TUT.BY):

— Кому-то не понравился «Титаник», кому-то — «Аватар». Я присутствую на всех презентациях, и в России реакция людей была совершенно иная. Они выходили из зала и плакали.

— Сколько в среднем дублей было у каждой сцены? Много ли было эпизодов, где вы раз за разом говорили актерам «Не то! Еще раз» и переснимали, пока не получилось?

— Десяти дублей не было, максимальное количество дублей в каких-то сценах — шесть. Например, сцену в морге переснимали много раз (это сцена, где Сара Огден узнает в убитом незнакомце своего друга Вэйна. — Прим.TUT.BY), там требовалась определенная актерская игра. Потом сцена на хуторе, флешбэк (отец главных героев вспоминает свое детство, когда также произошел братоубийственный конфликт и погиб его отец. — TUT.BY). Я не хотел звуков, хотел только музыку и замедленную съемку. Мы переснимали этот дубль, пока меня самого не тронуло, не щелкнуло внутри.


Массовые съемки кинопроекта «Мы, братья», Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Некоторые моменты картины оставляют зрителя в недоумении. Именно на них мы сосредоточились, чтобы, с одной стороны, прояснить их, а с другой — подготовить зрителя, который фильм еще не видел.

Что вы не поймете, просто посмотрев фильм

1. "Плошча" или среднестатистический бунт? (События картины происходят в год выборов. Журналистка, их освещающая, попадает в толпу митингующих. Но в картине не сообщается, зачем это толпа собралась и чем недовольна. Она направляется к Дому правительства, колотит в двери, запускает коктейль Молотова, а против нее направляются силы спецслужб, чтобы подавить восстание, но "аккуратно, чтобы не покалечить людей".)

— Никакой привязки к тому, что происходило в Беларуси, в фильме нет. Есть собирательный образ терактов, какие только были на земле. Я сам пережил теракт в Израиле: рядом со мной взорвался автобус. Именно его я перенес в фильм. Почему-то люди всегда нечто похожее обязательно привязывают к конкретным событиям. Куда идут люди — неважно. Зачем идут люди — неважно. Важно то, что происходит в толпе, что находится кто-то, кто бросает коктейль Молотова, и это является толчком для драки и войны. Охраняют хорошие люди, и в толпе очень хорошие люди. Но всегда находится провокатор, который зажигает искру. Украинцы смотрели фильм и почему-то посчитали, что мы снимали фильм про Майдан.

Может быть, моей ошибкой было так влюбиться в Беларусь, что мне захотелось показать красоту вашего края, этот шикарнейший аэропорт. Мне хотелось показать площадь, «Минск-Арену». Везде фигурирует надпись «Минск», стоит хоккейный зубр. Но события в этом городе все равно носят собирательный характер.

— Таковы были и условия Минкульта. Это проект, которое заказало государство. Обязательным требованием было показать современную Беларусь. Мы думали, как сохранить некую коммерческую привлекательность и не ущемить ничьи интересы. Абсолютно оправдана линия авелитов и каинитов, которые находятся внутри каждого из нас. Непонятно, почему в Беларуси такое отношение. О Беларуси узнали именно через этот фильм, комментирует Сергей Жданович.

2. В картине на вопрос журналистки, откуда столько много митингующих, оператор отвечает: «Размножаются». Не уничижительна ли эта фраза по отношению к народу?

— Фраза оператора ни в коем случае не уничижительна. В кино есть определенный характер. И в характере оператора сказать такую реплику.

— Но у этого оператора не главная и даже не второстепенная роль, раскрытие его характера не настолько важно для фильма. Такой ли уж важный это персонаж, что именно его отношение к митингующим показывается в фильме?

— А у меня другой вопрос: важен ли этот персонаж настолько, чтобы прислушиваться к его словам?

3. Режиссер Андрей Курейчик посчитал финал фильма дискредитацией сотрудников спецслужб, мол, предел мечтаний — ездить на «Бентли» с девушками по Америке. Почему именно такой финал?

— У одного брата любимая — американка, а второй брат, может, уже к этому времени женат. Они со своими любимыми съездили посмотреть, кто такая Сара, познакомиться с ее мамой. Они съездили туда как туристы, показали, что Беларусь — открытая страна.


Наташа Алам во время съемок фильма. Фото: кинокомпания Nonstop Media

4. Конфликт между братьями возник из-за недоразумения. Младший подумал, что старший увел у него девушку, и за два года так и не поговорил об этом ни с ней, ни с ним. Не надуман ли конфликт?

— Мы хотели показать, что герой меняется в течение фильма. Вначале он хлюпик, но его воспитывают обстоятельства, и он совершает достойный поступок. Я видел похожие ситуации, когда человек, не разобравшись, обижается, а извинение происходит через 25 лет. Может, мы не отобразили это основательно и надо было показать это поэтапно в виде сериала, где все разжевывают.


Евгений Шмарловский, сыгравший Павла. Фото предоставлено компанией «Нонстоп медиа»

5. В картине есть персонаж, который прилетает в Минск в одном самолете с Сарой. Он вызывает подозрение у агентов спецслужб, дерется с охраной президента и убегает от погони. Когда его убивают, выясняется, что он друг Сары, его зовут Вейн и он намеревался предупредить ее о заговоре. Но никак не пытался с ней связаться. Почему Вэйн ведет себя так нелогично?

— Вы не до конца поняли или мы неправильно рассказали. В сериале мы показываем, что он каждый день докладывал Саре, что происходит. В фильме это попало под сокращение. Это требование американского дистрибьютора. Фильм изначально снимался в четырех сериях общей длительностью 176 минут. Там более полная версия и будет понятнее. К тому же хотелось сохранить интригу: кто этот человек и почему его показывают только со спины? Получился насыщенный фильм, где надо внимательно смотреть и слушать. Отвернулся на секунду — уже можно что-то упустить.

6. В фильме один из отрицательных героев заходит в номер гостиницы, хладнокровно убивает незнакомую женщину и уходит. Обычно в фильмах так делают снайперы, чтобы проникнуть к удобной позиции у окна. Для чего это в фильме?

— Этот злодей пришел за Сарой, вместо нее застал в номере свидетельницу, которая не должна его видеть. Первую попытку убить Сару он сделал на заводе БелАЗ (сцена, когда дистанционно управляемый злодеем БелАЗ давит людей и врезается в железную лестницу, пытаясь стряхнуть Сару сверху. — TUT.BY). Действительно, версия полного метра обрезана, ушло много диалогов Серебрякова с подчиненными, где многое объясняется, в том числе произошедшее на БелАЗе.

7. Почему охрана президента взяла под персональную опеку Сару — считай, человека с улицы?

— Случай на БелАЗе происходит накануне визита президента. И они специально взяли Сару под опеку, чтобы выяснить, покушались ли на нее или готовили покушение на президента.

8. В финальном монологе герой Эрика Робертса объясняет, что катаклизмы в мире выгодны определенным лицам: снижаются цены на нефть, от чего они получают прибыль. Получается, за митингами и взрывами стоят американцы. Но с геополитической точки зрения вряд ли катаклизм в Беларуси может повлиять на цены на нефть в мире.

— Беларусь здесь ни при чем. Вам кажется, что раз это происходит в Америке, то это американец диктует события, но это делают просто сильные мира сего, у которых есть власть и деньги. Они ставят своих президентов по миру, влияют на события в свою пользу. И герой Эрика Робертса — один из них. Он оказался в Америке, потому что у нас была возможность там снимать. События, которые отображены в фильме, пусть и не влияют на цены на нефть, но на цены на оружие — вполне.


Съемки фильма «Мы, братья». Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

9. В эпизоде на БелАЗе вы падаете с большой высоты. Хотели таким образом оставить о себе память?

— Просто на тот момент все разъехались, а мы поехали снимать БелАЗ. Кому-то нужно было упасть, рядом никого не было, и я решил прыгнуть сам. Но зачем искать себе дублера на крупных планах, если я сам могу сказать реплику героя? Ни о каком оставлении памяти я не думал, я не Рязанов.


Премьера фильма «Мы, братья» в Минске. Фото: Максим Егоров, TUT.BY

Скандал вокруг кинопроекта «Авель». Все новости по теме

←Алексиевич и Мураками — среди фаворитов Нобелевской премии по литературе

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика