ТЕАРТ-2015 покажет белорусские спектакли, которые были недоступны

Источник материала:  
11.09.2015 08:59 — Новости Культуры

Ася Поплавская, Sputnik.

Международный форум театрального искусства "ТЕАРТ" пройдет в Минске с 29 сентября по 23 октября.

Режиссеры и театральные критики накануне обсудили проблемы белорусского театра: трусость белорусских режиссеров, нехватку финансов для новых ярких постановок, недостаток свежих и конкретных идей для новых проектов. Лейтмотивом стал посыл: "ТЕАРТ" — та отправная точка, с которой белорусские режиссеры начали ставить иные постановки, которых не видел белорусский зритель до фестиваля.

"Belarus Open" соберет лучшее, что сделали белорусские режиссеры

Фестиваль, как и раньше, будет развивать тему проектного театра в международном контексте, рассказала Анжелика Крашевская, директор Центра визуальных и исполнительских искусств "Арт Корпорейшн", который стал организатором фестиваля.

Вместе с белорусской программой зрители увидят 25 спектаклей. Программа получилась очень насыщенной, поэтому в день будет идти по несколько спектаклей. "Хотелось бы представить их всему белорусскому сообществу, а не только минскому зрителю", — сказала Крашевская.

В рамках фестиваля будет работать секция "Belarus Open", в программе которой покажут отечественные спектакли, которые не ставятся на сценах театров для массового зрителя.

Театральный критик Алексей Стрельников называет главной проблемой современного театрального искусства в Беларуси то, что режиссеры не говорят от своего имени, прячутся за институциями. Именно в этом умении говорить от и за себя секрет успеха. "Мы начинаем прятаться за облик белорусского театра. Ходим на неуспешный спектакль и говорим: "Ну, это облик белорусского театра". Нам не хватает личной ответственности за репертуар театра", — резюмировал Стрельников.

Николай Пинигин, художественный руководитель Национального академического театра имени Янки Купалы, был бы рад предоставить сцену Купаловского для всех белорусских спектаклей, которые проходят в рамках фестиваля. Есть лишь технический вопрос: впишутся ли они на в репертуарную сетку. "Нам же еще и свои нужно играть", — пояснил он.

Сам форум Пинигин оценил очень высоко, ведь приезжают зарубежные театры, показывают иную стилистику, незнакомую белорусам. "Здорово, что есть белорусская секция в фестивале, это очень важно. В Минске такого белорусского фестиваля театрального искусства больше нет. Это вопрос финансов, только и всего. Люди идут на тот или иной спектакль не потому, что он рекламируется на сайте, работает сарафанное радио. Формируют мнение сами зрители", — отметил режиссер.

Художественный руководитель Белорусского государственного театра кукол Алексей Лелявский не понимает разделения на проектный и непроектный театр: "Какой театр не проектный? Неужели есть режиссеры, которые не несут ответственность за свой спектакль, которые не выбирают актеров и так далее? Это и есть проект в рамках театра".

"ТЕАРТ" — единственная площадка, на которой белорусские режиссеры могут показать себя

Много вопросов о финансировании спектаклей было к представителю министерства культуры. Консультант отдела профессионального искусства управления искусств Минкульта Виктория Куксенкова была сдержанна и немногословна. Она сказала, что министерство имеет право выбирать, что поддерживать, а что нет. На спектакль выделяются средства, если есть гарантия, что получится интересный культурный продукт. "Из частных проектов мы поддерживать Современный художественный театр. Иногда интересных проектов нет, иногда мы не можем их финансово удовлетворить. Есть развилка между желаемым и действительным", — резюмировала представитель Минкульта.

Театральный критик Татьяна Орлова справедливо считает, что белорусам необходимо знать, что происходит в театральном мире, иначе они продолжат вариться в собственном соку. "Фестиваль очень продвинул белорусский театр и спектакли, которые у нас не признаны. У нас есть закрытая театральная система, которая не пускает в свои стены что-то непроверенное, что-то новое. Но не один год существует другой театр, который движется вперед. И мы видим его ростки в белорусской программе "ТЕАРТа", — считает Татьяна Дмитриевна.

Критик отметила, что у нас есть явления, люди, спектакли, которые не стыдно показывать и нужно продвигать: "Инжест", театр Александра Марченко, режиссер Евгений Корняг. Но их не пускают на сцену репертуарного театра.

"Ну не пускаете на сцену, но у вас же огромные площади, дате им местечко, где им можно работать! Почему им надо в Польшу ехать, когда это наше родное? Они рады были бы здесь работать. Дайте возможность проявиться", — сказала Орлова.

Одной из последних в дискуссию включилась Татьяна Троянович, руководитель Центра экспериментальной режиссуры Белорусской государственной академии искусств. Она считает, что театр должен быть разным. Одна из позитивных функций "ТЕАРТа", по мнению Троянович, в том, что он познакомил белорусского зрителя с другим театром, которого у нас нет.

Подытожил споры относительно репертуарного и проектного театра, о роли фестиваля в Минске Виктор Бабарико, председатель правления ОАО "Белгазпромбанк", который поддерживает форум: "Вы убедили, что ТЕАРТ нужен и театральному сообществу. Значит, мы делали его не зря". 

←Стихи Иосифа Бродского изданы на белорусском языке

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика