Саксофонист Хэрби Харт: моя работа — делать джаз
Выдающийся американский джазовый саксофонист Хэрби Харт выступит в Минске 2 сентября.
Хэрби Харт — один из ярчайших творцов истории джазового саксофона. В 70-80 гг. прошлого столетия он переиграл в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке с легендарными Эдди Дэниэльсом, Майклом Брэккером, Билли Харпером, Лео Райтом и десятками других. Продолжатель великих традиций негритянских легенд — Дюка Эллингтона и Коулмэна Хокинса, Хэрби Харт со своим саксофоном прошел все основные джазовые эпохи. Его уникальная манера ритм-энд-блюзовой интерпретации классического джаза снискала ему славу одного из самых популярных исполнителей последних десятилетий. Одни из крупнейших актерских достижений Харта — роль Лестера Янга в музыкальном спектакле «Элла и Билли» и роль Короля саксофона в опере «Порги и Бесс».
В Минске Хэрби Харт и его квартет исполнят премьеру «Саксофон — король джаза», превращая известнейшие мелодии — от свинга и бопа, до джаз-рока и смус-джаза — во что-то совершенно новое и удивительное.
Накануне визита в Минск с Хэрби Хартом побеседовал руководитель «Джаз-Клуба»Евгений Владимиров.
Евгений Владимиров и Хэрби Харт. Фото Михаила Лапчука
— Легендарный Хэрби Харт — это кто?
— Люди именуют меня королем тенор-саксофона, но на самом деле меня не волнует, так ли я хорош, как, скажем, Дэкстер Гордон или Сонни Роллинз. Моя работа — делать джаз и сделать публику счастливее.
— С чем бы вы сравнили свой джаз? Ну, допустим, с бутылкой виски, с женщиной, с Богом, с чем-то еще?
— Виски — это неплохо. Женщины — тоже окей. Бог дал мне талант, чтобы люди, послушав мою музыку, стали счастливее. Это для меня куда важнее, чем считаться «знаменитым» и «великим». Многие мои композиции названы в честь женщин — тех, кто вдохновляет меня на творчество.
— Ваш саксофон, что бы он сейчас рассказал, если бы умел говорить?
— Иногда мой саксофон значит для меня больше, чем моя любимая женщина. Как-то в Калифорнии я был приглашен поиграть в отеле, расположенном на сотню миль от того места, где я жил. Я приехал... забыв захватить саксофон. Мне нашли другой, но его звук вызывал у меня совершенно другие чувства. Мы с ним не сошлись характерами, и концерт вышел неудачным. Так что — саксофон можно сравнить с женщиной.
— Какова ваша жизненная философия? Джазовая философия?
— Моя джазовая философия и есть моя жизненная философия — в любой ситуации поступать наилучшим образом. Будь то музыка, жизнь, дружба или брак — я стремлюсь быть настолько совершенным, насколько это возможно.
— Вы встречались на сцене с Каунтом Бэйзи, Брэккером, Дэниэльсом, Райтом и многими другими великими артистами. С кем из них было интереснее всего работать?
— Прекрасны все. Я немало поездил по свету и дал множество представлений.
— Что вы скажете о современной «черной» музыке — от ритм-энд-блюза до рэпа?
— Ритм-энд-блюз был великим американским «черным» экспериментом. И рэп — точно такой же феноменальный «черный» эксперимент. Многие считают рэп дурным тоном. К тому же, эстетика рэпа перенасыщена насилием, убийствами, призывами к употреблению наркотиков. Но есть и такие песни, которые призывают людей к позитиву... Я открыл для себя новую музыку и непрочь соединить вместе рэп и джаз. Устроить тут у вас в Минске шоу под названием «Дюк Эллингтон рэп-джем».
— Как вы представляете себе приезд в Минск?
— Мне по нраву современные просторные мегаполисы. Также люблю старый город, где я могу раствориться среди людей. Вдохнуть этой насыщенной жизни, пройти по улицам, где меня никто не знает, и вдруг услышать изумленный возглас: «Вау! Хэрби Харт!»