"Как можно перестраивать памятник, которому 150 лет?!" В Вилейке разгорелся спор вокруг церкви
Планы по сооружению пристроек к вилейской церкви вызвали дискуссию, что важнее: удобство, эстетика и тепло или сохранение памятника 150-летней давности.
Часть прихожан: это оскорбление
Прихожанка вилейской церкви Марии Египетской обратилась в редакцию "Рэгіянальнай газеты" с возмущением. По ее словам, настоятель сообщил, что планирует сделать пристройки к церкви. Это потрясло женщину:
— Вместе со многими другими прихожанами мы просто в шоке — как можно перестраивать памятник, которому 150 лет?! Неужели нельзя решить вопрос с отоплением, не трогая стены, которые втрое вас старше? Это просто оскорбление истории, культуры и духовности!
Батюшка: безопасность и порядок
Сам настоятель отец Александр уверяет в том, что не допустит самостроя:
— Ремонтные работы в храме уже идут. Но ничего не меняется, только обновляется. Что касается конструктивных изменений, то сам храм никак не видоизменится, кроме того что к алтарной части будут пристроены два небольших помещения хозяйственного назначения: ризница храма и помещение отдельного входа.
Когда церковь строили в 19 веке, не было таких строгих противопожарных правил, поэтому в нее один вход. В отличие от многих других храмов, здесь также не предусмотрели дополнительные помещения. Раздувание кадила и другие подготовительные дела нужно делать вне алтаря, а в нынешнем здании такой возможности нет.
В исполкоме мы получили разрешение на проектно-изыскательские работы. Далее будем согласовывать в Министерстве культуры. Это ни в коем случае не будет самострой, потому что это памятник. Подготовительная работа с документацией займет целый год. Когда мы получим все разрешения, согласования, проект утвердит епископ, то начнем строить. Площадь никак не изменит вид: постройки будут с тыльной стороны храма, они не внесут дисбаланс в храмовый комплекс.
Исполком: ситуация неоднозначная
Вилейский райисполком дал разрешение на разработку проекта двух пристроек к церкви. Ситуацию комментирует начальник отдела архитектуры и строительства Вилейского райисполкома Галина Кажарнович:
— Рассматривая вопрос, я консультировалась со специалистами в этой сфере, в том числе с реставраторами. Безусловно, первоначальный ответ у всех — нет. Однако однозначно отрицать не в моих правилах, каждый случай нужно тщательно изучать, тем более такой важный вопрос. Здание церкви — наша история. Но настоятель пообещал очень скрупулезно отнестись к делу. И определенная логика в его предложении есть.
Здесь два момента. Во-первых, может быть не очень кстати, что при центральной площади города постройка с печным отоплением. Во-вторых, в перспективе мы хотели бы сделать так, чтобы церковью можно было любоваться не только с главного фасада, но и с боковых, и со стороны парка. А что сейчас видно с той стороны — склад с дровами и хозяйственные постройки? Но однозначно, что если и делать пристройки, то только выдержав общий стиль и пропорции, под руководством научного руководителя проекта-реставратора.
Вилейский райисполком дал разрешение только на то, чтобы шла разработка проекта перестройки. Сам проект вынесут на общественное обсуждение, в ходе которого каждый сможет высказать свое мнение по вопросу.
Все замечания обозначают в журнале. Государственная экспертиза проекта будет его досконально изучать и вынесет положительное или отрицательное заключение по проекту.
МЧС: печь можно оставить
Насколько остро стоит вопрос пожарной безопасности, мы спросили в МЧС. Первого заместителя начальника Вилейского райотдела чрезвычайных ситуаций Анатолия Стрежа волнует не только более простой способ решить вопрос, но и эстетика:
— Сама печь в церкви в довольно неплохом состоянии. А вот металлический дымоход с точки зрения безопасности лучше заменить на кирпичный. Но представьте, как бы кирпичный смотрелся со стороны площади, абсолютно нелепо выбивался бы. Печь требует внимательного присмотра. Поэтому пристроенная котельная очень упростит отопление.
Однако никто при этом не мешает оставить печь нетронутым памятником, чтобы она выполняла только историческую и декоративную функцию.
Краеведы: боремся, чтобы церковь не трогали
Самая активная в регионе община Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры не могла остаться в стороне от проблемы перестройки 150-летнего памятника в своем районе. Председатель отделения Денис Канецкий сразу же, как узнал о планах перестройки, обсудил дальнейшие действия с руководителем общества Антоном Астаповичем.
По мнению краеведов, вносить изменения в памятник 150-летней давности недопустимо. Церковь отвечает всем критериям историко-культурной ценности, имела статус памятника архитектуры. Это зафиксировано в "Собрании памятников истории и культуры Беларуси по Минской области".
В 2007 году объект потерял этот статус во время пересмотра списка. А он запретил бы перестраивать объект, чтобы сохранить аутентичность.
Именно этим и занимаются краеведы — готовят документы, чтобы на следующей неделе подать заявление на предоставление статуса вилейской церкви. Если предложение будет принято Министерством культуры, через некоторое время ее рассмотрит научно-методический совет, которая примет решение рекомендовать или не рекомендовать включать церковь в Государственный список историко-культурных ценностей.
С момента регистрации предложения объект попадет под охрану государства до рассмотрения на заседании совета. Если он примет решение, что церковь не соответствует критериям историко-культурной ценности, перестройку сможет остановить только добрая воля инициаторов строительных работ.
Архитектор Коптюга: красота и удобство могут уничтожить памятник
Анатолий Коптюга — авторитетный архитектор с Вилейщины. Именно он сделал эскиз дома духовного просвещения, здания слева от церкви (если стоять к ней лицом). И не понимает, почему котельную нельзя сделать около или внутри него.
— Церковь построена с индивидуальными особенностями. Это не обычная муравьевка, хотя и они сегодня — памятники. Второй такой церкви, как вилейская, нет. Например, на башне изображены часы, а не настоящий механизм. Где еще такое видели? В целом это делает церковь уникальным памятником.
Что касается замены отопления — зачем было строить приходской дом, чтобы пристраивать еще что-то. Продумать, как подвести в церковь отопление, не трогая 150-летние стены, возможно. А что касается того, что церковь с пристройками будет более удобной и красивой… Может быть, но она уже не будет 150-летним памятником.
Справка. Вилейская церковь Марии Египетской — памятник архитектуры ретроспективно-русского стиля в Вилейке. Построена в 1865 году из кирпича.