Андрей Курейчик презентует тизер нового белорусского кинопроекта "ГараШ"
По словам создателей, «Гараш» — это новая форма национального белорусского кино, созданная независимо от государственных источников финансирования и российских продюсеров. TUT.BY посетил съемочную площадку и поговорил с режиссером картины Андреем Курейчиком о болевых точках белорусского общества.

— Андрей, вы говорили, что фильмом «ГараШ» хотите показать, что в Беларуси возможно снять качественное кино без поддержки государственных организаций. В то же время бюджет картины составил 5 тысяч долларов. Как вы считаете, получилось ли у вас полностью осуществить задуманное?
— Мы вложились в этот бюджет. Все получилось, как и планировали. Конечно, кино стоит дороже. Нам оказали невероятную помощь огромное количество людей. Начиная от артистов, которые снимались практически бесплатно, заканчивая техникой и гаражом, где проходили съемки.

— Почему «ГараШ»?
— Потому что он в Шабанах. Это такой совковый язык, с которым мы живем и эстетически, и практически. Мы живем в государстве, в котором, к сожалению, очень сильное совковое мышление. «ГараШ» — это его квинтэссенция.
— Пятидесятиминутный формат говорит о многосерийности проекта.
Мы ориентируемся на американский формат: «Во все тяжкие», «Американский детектив», «Фарго»… Продолжение будет в любом случае. Ведь это уникальный для страны проект, который может раскрыть очень много проблем. Фильм не об одной проблеме — о мышлении в принципе.

— Многие к белорусскому кино относятся очень скептически. Но с фильмом «Выше неба» вам удалось привлечь внимание зрителей, во многом из-за скандалов, связанных с ним.
— Да, и из-за скандалов, но и тема была актуальная. По-настоящему молодежное урбанистическое кино о современной музыке, о современных людях зашло в независимости от всех наших ссор между создателями и заказчиками. Я думаю, что возвращение к теме о современной жизни белорусов в любых обстоятельствах будет востребовано. Об этом не снимает никто — ни американцы, ни россияне. Только белорусы могут о себе снять что-то откровенное, стебное, самоироничное.

— В тизере просматривается противопоставление мышлений человека, который пожил в США, и местное. На какие болевые точки общества давили в первую очередь?
— Наша основная проблема в том, что мы никогда не хотим все делать абсолютно правильно: по закону, по морали. Мы всегда ищем лазейки. Как любые советские люди, которые крали со своих предприятий все, что можно было украсть, ходили к соседям пить чай с сахаром и мыть руки с мылом, потому что у себя было жалко. Это мышление перекочевало, но видоизменилось.
К нам пришла западная культура, западные продукты, мы пользуемся айфонами, но внутри мы все равно остались людьми из той эпохи. И более того, нам еще продолжают навязывать эти символы. И у нас когнитивный диссонанс — мы и не западное общество, но и не советское. Мы застряли где-то посередине с рудиментами советской морали: раз государственное — значит ничье, платить налоги — это плохо, потому что непонятно, куда это уйдет. И многие другие вещи из Советского союза, которые помогали в те времена выживать, и сохранились в нас, но которые не имеют никакого отношения к современной цивилизации 21 века.

— Вам как автору с чем проще работать: с комедиями, которые успешны в российском прокате, или с такими фильмами о серьезных проблемах?
— Комедии я умею делать, мне это не сложно. А здесь мне интересно, и я считаю, что для культурного поля страны важно оставлять такие знаковые вещи, которые отразят этот год, это время, эту ситуацию. Потому что все забывается. И если никто не будет фиксировать в искусстве, как тут жили, через какое-то количество лет об этом никто не вспомнит. Забудутся формы выживания, существования, юмора, бытовых и социальных отношений. Я считаю это очень важным и мне интересно раскрывать это.

Главные роли в фильме исполнили: Эвелина Сокуро, муызканты группы «Нейро-Дюбель» Александр Куллинкович и Юрий Наумов и музыкант групп «Егор забелов трио» и «Гурзуф» Егор Забелов. Планируется, что презентация «ГараШ» состоится в октябре.