Сотни керамических изделий за три недели. Под Бобруйском завершился "Арт-Жыжаль"
30.07.2015 17:20
—
Новости Культуры
Для того, чтобы группа людей добровольно согласилась прожить несколько недель в лесу с минимумом удобств, нужны довольно веские основания. Или идея, которая объединит их всех в некое сообщество. Для керамистов из различных стран мира поводом уединиться на базе отдыха "Вербки" под Бобруйском стал XIII Международный пленэр "Арт-Жыжаль", стартовавший на живописном берегу Березины 9 июля. Вечером 29 июля прошло ключевое мероприятие творческого марафона - обжиг главной фигуры пленэра.
За три недели участники "Арт-Жыжаля" создали сотни керамических произведений. Но лишь незначительная их часть после тщательного отбора и обсуждений будет представлена на суд зрителей во время итоговой экспозиции пленэра, которая откроется в выставочном зале Бобруйского художественного музея 30 июля. Что касается керамического автопортрета Валерия Колтыгина, то он по традиции пополнит коллекцию экспонатов Бобруйского художественного музея.
С первых минут сложилось такое впечатление, что летний лагерь мастеров керамики пустует. Лишь готовые работы, выставленные на столах возле деревянных домиков, свидетельствовали о том, что предыдущие 3 недели не прошли даром. Первые участники пленэра обнаружились возле внушительных печей, где невзрачные заготовки из глины превращаются в настоящие произведения искусства. Размеренный ритм работы, выверенные движения, некое хладнокровие и даже равнодушие - за всем этим скрывался настоящий ураган эмоций, которые вылились в весьма необычные и порой даже эпатажные композиции.
"Быть керамистом очень сложно, - поделилась впечатлениями 25-летняя минчанка Розалина Бусел, которая вот уже 8 лет подряд приезжает на "Арт-Жыжаль". - Сначала меня не хотели брать, потому что нужна была мужская сила, чтобы колоть дрова и складывать печи. Но потом Валерий Аркадьевич Колтыгин (бессменный руководитель проекта. - TUT.BY) согласился, и теперь приглашает меня на пленэр каждый год".
О выборе профессии девушка нисколько не жалеет. Сейчас Розалина заканчивает Белорусскую академию искусств и признается, что именно "Арт-Жыжаль" научил ее тонкостям работы с глиной" "Начинала со стилизованных животных, потом были абстрактные вазы. Со временем мне стало скучно этим заниматься, теперь пытаюсь отражать в работах более глубинные темы".
На столе возле девушки - с десяток то ли керамических груш с хвостиками, то ли пузатых бутылок. Озвучиваю свои догадки и получаю в ответ улыбку до ушей: "В моих работах отражена тема зачатия. Серия называется "Гонки сперматозоидов".
Впрочем, керамисты с удовольствием готовы поиграть с собеседниками в "угадайки", предоставляя каждому возможность увидеть в композиции что-то свое. Работа минчанина Артема Максимова - мужской бюст с неким подобием мясорубки вместо лица. Из ажурных отверстий свешиваются то ли макароны, то ли черви.
- Это мозги рвутся наружу? - интересуюсь походя.
- Ну да, что-то вроде того. Только не мозги, а мысли.
Композиция еще не завершена, и Артем планирует дополнить ее специальной подставкой, куда эти мысли - материализованные, принявшие вполне конкретные очертания - и следует складывать.
У Юлии Смирновой из Йошкар-Олы работы более простые и понятные - стол уставлен светильниками в виде деревьев и цветов, которые при необходимости могут выполнять функции ваз.
"Я вообще стремлюсь к тому, чтобы керамика была практичной, пригодной для повседневного использования", - рассказала Юлия.
Однако в ее активе есть и довольно необычные произведения - керамические панно с абстрактными узорами в древнеегипетской стилистике. К этому эксперименту мастера подтолкнула тема самого пленэра, который в этом году посвящен человеку в его естественной среде обитания. Но если первые панно действительно отражали социум, то последний триптих стал неким эмоциональным всплеском.
"Мы работали на фоне воды и деревьев, поэтому хотелось, чтобы все было гармонично, - признается девушка. - Конечно, в выставочном зале эта керамика будет смотреться совсем по-другому, но я надеюсь, что она все же сохранит эту удивительную атмосферу и энергетику".
Японка Юри Фукуока в своих работах более сдержана, но отнюдь не консервативна. Части тела в ее исполнении, призванные стать единым целым, больше напоминают обитателей морских глубин. Но при этом отличаются удивительной плавностью линий и какой-то мягкостью, которые присущи технике раку. Сама мастер из Осаки до сих пор под впечатлением от работы с дровяными печами, максимальная температура в которых достигает +1250 градусов:
- В Японии обжигают керамику при более высокой температуре, поэтому мне было интересно поработать в других условиях. Эффект получился необычный.
Ирина Рудая из Красноярска настроена мистически и все еще находится под впечатлением от недавнего урагана, который обрушился на базу отдыха и чуть было не сорвал процесс обжига керамики.
- За каких-то полчаса все цвета леса смешались, дождь шел сплошной стеной. Было очень красиво, но вода затопила все печи, нашим мужчинам пришлось их окапывать, стоя по щиколотку в воде.
Однако именно белорусская природа, а также непредсказуемая погода подарили Ирине идею композиции "Эдельвейс" из трех компонентов, в которой она смогла отразить ослепительную чистоту небесной лазури, зелень листвы, бурые оттенки суглинка и песчаника, а также тепло летнего солнца.
- На самом деле я приобрела огромнейший опыт. Ни один симпозиум мне столько не дал. Здесь все зависит только от тебя, весь процесс от начала и до конца нужно пройти самостоятельно. Никто не станет за тебя делать обжиг, дежурить у печи. И это здорово!
Все без исключения участники пленэра, с которыми удалось пообщаться, единодушно утверждают, что в этом году на "Арт-Жыжале" царила очень миролюбивая и демократичная атмосфера. Бессменный организатор творческого симпозиума керамист Валерий Колтыгин, по-видимому, решил сменить гнев на милость и несколько ослабил хватку в отношении собратьев по цеху. Хотя творчество творчеством, а дисциплина на пленэре должна быть железной. Сам же мастер на время сбросил с себя привычную маску сосредоточенности и превратился в бесшабашного подростка, выплясывая перед главной скульптурой праздника. Еще бы! Ведь в огне, щедро рассыпая искры, пылал его керамический автопортрет.
- Чучело, которое всех замучило, - задорно подпрыгивал Валерий Аркадьевич, пытаясь попасть в такт шаманским звукам варгана.
- Колтыгин, я тебя таким никогда за все 30 лет не видела, - воскликнула заместитель начальника управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Бобруйского горисполкома Ирина Роскач.
- Надо было приехать и пожить здесь несколько дней, чтобы почувствовать, какая я большая сволочь, - парировал мастер.
За три недели участники "Арт-Жыжаля" создали сотни керамических произведений. Но лишь незначительная их часть после тщательного отбора и обсуждений будет представлена на суд зрителей во время итоговой экспозиции пленэра, которая откроется в выставочном зале Бобруйского художественного музея 30 июля. Что касается керамического автопортрета Валерия Колтыгина, то он по традиции пополнит коллекцию экспонатов Бобруйского художественного музея.