День в Большом: как театр готовился к одному из самых сложных балетов "Лауренсия"
20.06.2015 12:41
—
Новости Культуры
В рамках "Большого лета в Большом" прошел спектакль "Лауренсия", главную партию в котором станцевала солистка Тбилисского театра оперы и балета, приглашенная прима-балерина Королевского балета Швеции, Лали Канделаки. TUT.BY узнал, как готовились артисты к одному из самых сложных спектаклей в день постановки.
Лали Канделаки разминается на столе
Затем артисты отдыхают и до 17 часов вешаются декорации, идет уборка территории. В 17 часов начинается непосредственная подготовка к спектаклю: артистки наносят себе грим, им укладывают волосы, мужчины идут к гримерам, и им также укладывают волосы. По наблюдениям, лака для мужской сценической укладки надо не меньше. Никакой суматохи в коридорах Большого перед спектаклем нем, все работает как отлаженный механизм: каждый знает, в какое время и что надо делать. Костюмеры неспешно разносят костюмы и обувь. По коридорам бегают дети, задействованные в массовке.
Грим, естественно, специальный. Это нужно, чтобы прожекторы на сцене не делали лицо плоским со зрительного зала.
Грузинская солистка Лали Канделаки – единственная в своей стране танцует партию Лауренсии. Она училась у Вахтанга Чабукиани и, по ее словам, хорошо его знала, поэтому все его постановки близки ей, включая "Лауренсию", несмотря на трудность партии. Артистка в Минске с 14 июня. Но она призналась, что не гуляла по городу, так как берегла ноги, погрузилась в постановку и учила белорусскую редакцию балета, ради чего специально приехала пораньше. Редакция либретто и постановка белорусского спектакля принадлежит народной артистке Грузии и России Нины Ананиашвили.
- Новая версия балета - это переделанная из размашистого (трехактного) в более компактную (в двух действиях) постановку с купированными пантомимными мизансценами. При сохранении всей чабукиановской сложной красочной танцевальной конструкции и некоторой наивности пантомимных сцен, белорусская версия балета приобрела новое, более динамичное "звучание", - комментирует доктор искусствоведения, автор многочисленных книг и статей о музыке Улькяр Алиева.
Партнером балерины стал лауреат международных конкурсов Константин Героник. По словам прима-балерины, он очень внимательный танцор и уже был приглашенным солистом в грузинском театре, где они также танцевали вместе "Лауренсию". Нашлось место и подвигу. Константин Героник несколько дней назад находился на стационарном лечении. Но в спектакле, по словам Улькяр Алиевой, "легко, эффектно, с драйвом выполнял знаменитые диагонали port-de-bras с прогибом корпуса назад, каскад лихих прыжков и смерчевые вращения (моментами перетягивая внимание зрителей с главной героини на себя), что верилось с трудом, что недавно он был серьезно болен".
- Балет "Лауренсия" - в техническом плане - не просто сложный, а архисложный (постановку можно назвать практическим пособием, точнее, хрестоматией всех классических хореографических элементов), - продолжает критик. - И здесь не только следует просто "вычертить" хореографический текст, но и надо "сшить" такую эмоционально-образную "ткань" (при этом, актерское мастерство должно проявляться у всех – и у солистов, и у кордебалета), глядя на которую можно поверить, что она из настоящего испанского кружева.
По мнению Улькяр Алиевой, Лали Канделаки в партии Лауренсии была "просто превосходна технически". Она отметила "словно рассекающую воздух, прыжковую вариацию Лауренсии с зависающими pas de chat и четким контуром полетного движения". Также ее впечатлили сложные пассажи, среди которых 16 больших туров, после которого зал впервые буквально "взорвался" аплодисментами и криками "браво" и были смерчевые тройные обороты финального фуэте. "После каждого выхода Канделаки оставалось волнующее ощущение живого танца, буквально рождающегося на глазах зрителей", - говорит критик.
По графику с 11.00 до 14.00 у артистов идет репетиция. После разминки отрабатываются сцены из балета частично в сценических костюмах и с атрибутикой в руках. Здесь еще можно внести какие-то коррективы, солисты просят дирижера Олега Лесуна какой-то пассаж играть медленнее, чтобы лег рисунок танца.Балет "Лауренсия" написан на музыку Александра Крейна по мотивам драмы Лопе де Вега "Овечий источник". Спектакль впервые был поставлен в 1939 году балетмейстером Вахтангом Чабукиани. Затем спектакль ставился регулярно до 70-х годов, когда посыл народной борьбы с засильем феодалов стал неактуален. На долгие годы спектакль был забыт. Его восстановил Михайловский театр в 2010 году в честь столетия Вахтанга Чабукиани. В 2014 году балет поставил в той же хореографии Чабукиани Большой театра оперы и балеты Беларуси.
Спектакль сложен, так как в нем не менее важную роль играет и кордебалет, олицетворяющий народные массы. Кордебалет в спектакле - активный участник, введен массовый мужской танец, что требует прекрасной физической подготовки всей труппы театра. Именно поэтому спектакль мало где ставится.
Лали Канделаки разминается на столе
Грим, естественно, специальный. Это нужно, чтобы прожекторы на сцене не делали лицо плоским со зрительного зала.
Грузинская солистка Лали Канделаки – единственная в своей стране танцует партию Лауренсии. Она училась у Вахтанга Чабукиани и, по ее словам, хорошо его знала, поэтому все его постановки близки ей, включая "Лауренсию", несмотря на трудность партии. Артистка в Минске с 14 июня. Но она призналась, что не гуляла по городу, так как берегла ноги, погрузилась в постановку и учила белорусскую редакцию балета, ради чего специально приехала пораньше. Редакция либретто и постановка белорусского спектакля принадлежит народной артистке Грузии и России Нины Ананиашвили.
- Новая версия балета - это переделанная из размашистого (трехактного) в более компактную (в двух действиях) постановку с купированными пантомимными мизансценами. При сохранении всей чабукиановской сложной красочной танцевальной конструкции и некоторой наивности пантомимных сцен, белорусская версия балета приобрела новое, более динамичное "звучание", - комментирует доктор искусствоведения, автор многочисленных книг и статей о музыке Улькяр Алиева.
Партнером балерины стал лауреат международных конкурсов Константин Героник. По словам прима-балерины, он очень внимательный танцор и уже был приглашенным солистом в грузинском театре, где они также танцевали вместе "Лауренсию". Нашлось место и подвигу. Константин Героник несколько дней назад находился на стационарном лечении. Но в спектакле, по словам Улькяр Алиевой, "легко, эффектно, с драйвом выполнял знаменитые диагонали port-de-bras с прогибом корпуса назад, каскад лихих прыжков и смерчевые вращения (моментами перетягивая внимание зрителей с главной героини на себя), что верилось с трудом, что недавно он был серьезно болен".
По мнению Улькяр Алиевой, Лали Канделаки в партии Лауренсии была "просто превосходна технически". Она отметила "словно рассекающую воздух, прыжковую вариацию Лауренсии с зависающими pas de chat и четким контуром полетного движения". Также ее впечатлили сложные пассажи, среди которых 16 больших туров, после которого зал впервые буквально "взорвался" аплодисментами и криками "браво" и были смерчевые тройные обороты финального фуэте. "После каждого выхода Канделаки оставалось волнующее ощущение живого танца, буквально рождающегося на глазах зрителей", - говорит критик.