День в Большом: как театр готовился к одному из самых сложных балетов "Лауренсия"
20.06.2015 12:41
—
Новости Культуры
В рамках "Большого лета в Большом" прошел спектакль "Лауренсия", главную партию в котором станцевала солистка Тбилисского театра оперы и балета, приглашенная прима-балерина Королевского балета Швеции, Лали Канделаки. TUT.BY узнал, как готовились артисты к одному из самых сложных спектаклей в день постановки.
![](http://www.21.by/pub/news/2015/06/1434798271819754.jpg)
![](http://www.21.by/pub/news/2015/06/1434798271908282.jpg)
![](http://www.21.by/pub/news/2015/06/1434798271943549.jpg)
![](http://www.21.by/pub/news/2015/06/1434798271985682.jpg)
![](http://www.21.by/pub/news/2015/06/1434798272031648.jpg)
![](http://www.21.by/pub/news/2015/06/1434798272084605.jpg)
Лали Канделаки разминается на столе
![](http://www.21.by/pub/news/2015/06/1434798272145190.jpg)
Затем артисты отдыхают и до 17 часов вешаются декорации, идет уборка территории. В 17 часов начинается непосредственная подготовка к спектаклю: артистки наносят себе грим, им укладывают волосы, мужчины идут к гримерам, и им также укладывают волосы. По наблюдениям, лака для мужской сценической укладки надо не меньше. Никакой суматохи в коридорах Большого перед спектаклем нем, все работает как отлаженный механизм: каждый знает, в какое время и что надо делать. Костюмеры неспешно разносят костюмы и обувь. По коридорам бегают дети, задействованные в массовке.
![](http://www.21.by/pub/news/2015/06/1434798272179874.jpg)
![](http://www.21.by/pub/news/2015/06/1434798272225935.jpg)
![](http://www.21.by/pub/news/2015/06/1434798272299082.jpg)
Грим, естественно, специальный. Это нужно, чтобы прожекторы на сцене не делали лицо плоским со зрительного зала.
![](http://www.21.by/pub/news/2015/06/1434798272334976.jpg)
![](http://www.21.by/pub/news/2015/06/1434798272371112.jpg)
![](http://www.21.by/pub/news/2015/06/1434798272410912.jpg)
![](http://www.21.by/pub/news/2015/06/1434798272415696.jpg)
Грузинская солистка Лали Канделаки – единственная в своей стране танцует партию Лауренсии. Она училась у Вахтанга Чабукиани и, по ее словам, хорошо его знала, поэтому все его постановки близки ей, включая "Лауренсию", несмотря на трудность партии. Артистка в Минске с 14 июня. Но она призналась, что не гуляла по городу, так как берегла ноги, погрузилась в постановку и учила белорусскую редакцию балета, ради чего специально приехала пораньше. Редакция либретто и постановка белорусского спектакля принадлежит народной артистке Грузии и России Нины Ананиашвили.
- Новая версия балета - это переделанная из размашистого (трехактного) в более компактную (в двух действиях) постановку с купированными пантомимными мизансценами. При сохранении всей чабукиановской сложной красочной танцевальной конструкции и некоторой наивности пантомимных сцен, белорусская версия балета приобрела новое, более динамичное "звучание", - комментирует доктор искусствоведения, автор многочисленных книг и статей о музыке Улькяр Алиева.
Партнером балерины стал лауреат международных конкурсов Константин Героник. По словам прима-балерины, он очень внимательный танцор и уже был приглашенным солистом в грузинском театре, где они также танцевали вместе "Лауренсию". Нашлось место и подвигу. Константин Героник несколько дней назад находился на стационарном лечении. Но в спектакле, по словам Улькяр Алиевой, "легко, эффектно, с драйвом выполнял знаменитые диагонали port-de-bras с прогибом корпуса назад, каскад лихих прыжков и смерчевые вращения (моментами перетягивая внимание зрителей с главной героини на себя), что верилось с трудом, что недавно он был серьезно болен".
![](http://www.21.by/pub/news/2015/06/1434798272479112.jpg)
![](http://www.21.by/pub/news/2015/06/1434798272516987.jpg)
![](http://www.21.by/pub/news/2015/06/1434798272562085.jpg)
![](http://www.21.by/pub/news/2015/06/1434798272642810.jpg)
![](http://www.21.by/pub/news/2015/06/1434798272664593.jpg)
![](http://www.21.by/pub/news/2015/06/1434798272714369.jpg)
- Балет "Лауренсия" - в техническом плане - не просто сложный, а архисложный (постановку можно назвать практическим пособием, точнее, хрестоматией всех классических хореографических элементов), - продолжает критик. - И здесь не только следует просто "вычертить" хореографический текст, но и надо "сшить" такую эмоционально-образную "ткань" (при этом, актерское мастерство должно проявляться у всех – и у солистов, и у кордебалета), глядя на которую можно поверить, что она из настоящего испанского кружева.
По мнению Улькяр Алиевой, Лали Канделаки в партии Лауренсии была "просто превосходна технически". Она отметила "словно рассекающую воздух, прыжковую вариацию Лауренсии с зависающими pas de chat и четким контуром полетного движения". Также ее впечатлили сложные пассажи, среди которых 16 больших туров, после которого зал впервые буквально "взорвался" аплодисментами и криками "браво" и были смерчевые тройные обороты финального фуэте. "После каждого выхода Канделаки оставалось волнующее ощущение живого танца, буквально рождающегося на глазах зрителей", - говорит критик.
![](http://www.21.by/pub/news/2015/06/1434798271819754.jpg)
По графику с 11.00 до 14.00 у артистов идет репетиция. После разминки отрабатываются сцены из балета частично в сценических костюмах и с атрибутикой в руках. Здесь еще можно внести какие-то коррективы, солисты просят дирижера Олега Лесуна какой-то пассаж играть медленнее, чтобы лег рисунок танца.Балет "Лауренсия" написан на музыку Александра Крейна по мотивам драмы Лопе де Вега "Овечий источник". Спектакль впервые был поставлен в 1939 году балетмейстером Вахтангом Чабукиани. Затем спектакль ставился регулярно до 70-х годов, когда посыл народной борьбы с засильем феодалов стал неактуален. На долгие годы спектакль был забыт. Его восстановил Михайловский театр в 2010 году в честь столетия Вахтанга Чабукиани. В 2014 году балет поставил в той же хореографии Чабукиани Большой театра оперы и балеты Беларуси.
Спектакль сложен, так как в нем не менее важную роль играет и кордебалет, олицетворяющий народные массы. Кордебалет в спектакле - активный участник, введен массовый мужской танец, что требует прекрасной физической подготовки всей труппы театра. Именно поэтому спектакль мало где ставится.
![](http://www.21.by/pub/news/2015/06/1434798271908282.jpg)
![](http://www.21.by/pub/news/2015/06/1434798271943549.jpg)
![](http://www.21.by/pub/news/2015/06/1434798271985682.jpg)
![](http://www.21.by/pub/news/2015/06/1434798272031648.jpg)
![](http://www.21.by/pub/news/2015/06/1434798272084605.jpg)
Лали Канделаки разминается на столе
![](http://www.21.by/pub/news/2015/06/1434798272145190.jpg)
![](http://www.21.by/pub/news/2015/06/1434798272179874.jpg)
![](http://www.21.by/pub/news/2015/06/1434798272225935.jpg)
![](http://www.21.by/pub/news/2015/06/1434798272299082.jpg)
Грим, естественно, специальный. Это нужно, чтобы прожекторы на сцене не делали лицо плоским со зрительного зала.
![](http://www.21.by/pub/news/2015/06/1434798272334976.jpg)
![](http://www.21.by/pub/news/2015/06/1434798272371112.jpg)
![](http://www.21.by/pub/news/2015/06/1434798272410912.jpg)
![](http://www.21.by/pub/news/2015/06/1434798272415696.jpg)
Грузинская солистка Лали Канделаки – единственная в своей стране танцует партию Лауренсии. Она училась у Вахтанга Чабукиани и, по ее словам, хорошо его знала, поэтому все его постановки близки ей, включая "Лауренсию", несмотря на трудность партии. Артистка в Минске с 14 июня. Но она призналась, что не гуляла по городу, так как берегла ноги, погрузилась в постановку и учила белорусскую редакцию балета, ради чего специально приехала пораньше. Редакция либретто и постановка белорусского спектакля принадлежит народной артистке Грузии и России Нины Ананиашвили.
- Новая версия балета - это переделанная из размашистого (трехактного) в более компактную (в двух действиях) постановку с купированными пантомимными мизансценами. При сохранении всей чабукиановской сложной красочной танцевальной конструкции и некоторой наивности пантомимных сцен, белорусская версия балета приобрела новое, более динамичное "звучание", - комментирует доктор искусствоведения, автор многочисленных книг и статей о музыке Улькяр Алиева.
![]() |
Лали Канделаки перед выступлением. Через пару минут после разминки она громко спросила, сколько времени. было 18.30. Полчаса до начала спектакля. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY |
Партнером балерины стал лауреат международных конкурсов Константин Героник. По словам прима-балерины, он очень внимательный танцор и уже был приглашенным солистом в грузинском театре, где они также танцевали вместе "Лауренсию". Нашлось место и подвигу. Константин Героник несколько дней назад находился на стационарном лечении. Но в спектакле, по словам Улькяр Алиевой, "легко, эффектно, с драйвом выполнял знаменитые диагонали port-de-bras с прогибом корпуса назад, каскад лихих прыжков и смерчевые вращения (моментами перетягивая внимание зрителей с главной героини на себя), что верилось с трудом, что недавно он был серьезно болен".
![](http://www.21.by/pub/news/2015/06/1434798272479112.jpg)
![](http://www.21.by/pub/news/2015/06/1434798272516987.jpg)
![](http://www.21.by/pub/news/2015/06/1434798272562085.jpg)
![](http://www.21.by/pub/news/2015/06/1434798272642810.jpg)
![](http://www.21.by/pub/news/2015/06/1434798272664593.jpg)
![](http://www.21.by/pub/news/2015/06/1434798272714369.jpg)
По мнению Улькяр Алиевой, Лали Канделаки в партии Лауренсии была "просто превосходна технически". Она отметила "словно рассекающую воздух, прыжковую вариацию Лауренсии с зависающими pas de chat и четким контуром полетного движения". Также ее впечатлили сложные пассажи, среди которых 16 больших туров, после которого зал впервые буквально "взорвался" аплодисментами и криками "браво" и были смерчевые тройные обороты финального фуэте. "После каждого выхода Канделаки оставалось волнующее ощущение живого танца, буквально рождающегося на глазах зрителей", - говорит критик.