Что происходит с белорусским проектом на Венецианской биеннале

Источник материала:  
07.05.2015 20:03 — Новости Культуры
6 мая конкурсом национальных павильонов открылась 56-я Венецианская биеннале. Беларусь на нем представляет проект "Архив свидетеля войны" кураторской группы Алексея Шинкаренко и Ольги Рыбчинской. Однако вместо первоначально запланированной выставки, зрителям представили онлайн-презентацию. Полностью выставку довезут лишь через месяц. Правда ли, что престижный культурный проект находился под угрозой срыва и в чем причины трансформации, разобрался TUT.BY.

Конкурс национальных павильонов проходит с 6-го по 8 мая. 9 мая объявят результаты. Но уже 11 мая белорусский павильон вынужденно закроется по финансовым причинам, а также для того, чтобы организаторы успели довезти выставку в Венецию в полном объеме в июне. При этом по-прежнему сохранились проблемы с финансированием пребывания специалистов по обслуживанию павильона с июня по сентябрь. Команда проекта ищет спонсора, заинтересованного помочь решить эту задачу.

Во время выставки в музее современного изобразительного искусства.
Фото: www.war.photocentre.by
22 января Министерство культуры представило проект, победивший в конкурсе на участие в 56-й Венецианской биеннале. "Архив свидетеля войны" - художественное осмысление Первой и Второй мировых войн. По первоначальному замыслу, проект должен был сочетать в себе виртуальную и материальную части. Предполагалось, что в компьютерной программе будут собраны архивные фото военных лет, воспоминания свидетелей тех событий. Их можно было бы разглядывать, увеличивать, копаться в архивах и оставлять свои истории, делиться ощущениями, описывать реакцию. Все истории должны собираться на сайте. Предусматривалось, что в посетители смогут общаться друг с другом в виртуальном личном кабинете. Программа записывала бы действия конкретного зрителя и на выходе выдавала бы ему запись. Осмыслив проект, посетитель оставит и свой след в истории и уйдет с ощущением себя как активного участника, а не пассивного зрителя.

Для погружения в атмосферу в павильоне должны разместиться увеличенные фотографии, копии и оригиналы артефактов, которые зритель может трогать. Выставка поможет задуматься о том, что мы знаем о тех людях с фотокарточек, с "открыток с полей", что стало с их реальностью.

В отдельном помещении должны представить проект Константина Селиханова "Лес". В темной комнате через прожженную дыру в портрете Ницше можно увидеть видео колышущегося на ветру леса. По замыслу организаторов, это позволит зрителю переключиться и осмыслить увиденное.

Сейчас белорусский павильон в Венеции представляет собой комнату с пятью столами, альбомами с фотографиями на них, листами и ручкой. Кураторы сейчас выполняют роль проводника в архив (по сути заменяют компьютерную систему), объясняют каждому посетителю суть проекта и принцип работы с архивом. Затем зритель погружается в просмотр книг, просматривает 5 папок с фотографиями. К одному фото он может оставить комментарий, написать историю и поделиться ощущениями. Создателей проекта интересует абсолютно любая реакция на фотографию. Инсталляции "Лес" здесь нет. Для него нужна специальная обстановка и оборудование в отдельной комнате.


Белорусский павильон в Венеции. Фото: со страницы проекта в Facebook

 

Почему проект изменился?

При подаче заявки кураторы заявили, что найдут спонсоров на разработку содержательной части проект, для которой нужно было 20 тысяч евро. Она включает в себя разработку книг архива, выбор фотографий, их подготовку, разработку программы и интерфейсов. По словам Алексея Шинкаренко, команда выполнила обещанное своими силами. В заявке на конкурс также была указана сумма, которая требовалась со стороны государства – на закупку оборудования, аренду и подготовку павильона. Также были необходимы средства на поддержку павильона в Венеции в течение 7 месяцев (биеннале будет открыта для посетителей с 9 мая по 22 ноября). По предварительной оценке, на техническую реализацию требовалось около 40 тысяч евро.

Комиссар белорусского павильона, отвечающая за организационные вопросы, Наталья Шарангович, по словам Шинкаренко, тогда заверила его, что Министерство культуры перечислит необходимые деньги и в ближайшее время найдутся спонсоры. Но они не находились, а время поджимало.

Еще 19 марта Алексей Шинкаренко зарегистрировал в канцелярии официальное письмо первому замминистра культуры Ирине Дриге. В нем он проинформировал об уже проделанной работе, обрисовывал ситуацию и напомнил о необходимости срочно выделить финансирование. Но в течение месяца куратор не получил ответа.
10 апреля средства не поступили.

За месяц до открытия ничего не было закуплено. Это системная проблема – дотянуть до последнего и потом как-нибудь сделать. Но биеннале – это не только смотр достижений, это еще возможность проверить работу систем, которые генерируют эти достижения. Наша система дает сбой в проектах такого масштаба. Сбой начинается с планирования, с того, что до сих пор не определены и никак не зафиксированы обязанности сторон. Договора с кураторами не заключены. Интересная ситуация, в которой должен состояться проект международного уровня, – сетовал куратор в середине апреля.

Было решено, что выставка реализуется поэтапно: сначала онлайн-презентация, а спустя примерно месяц – вся целиком.


Алексей Шинкаренко (слева), Ольга Рыбчинская (справа). Фото: war.photocentre.by

Комиссар павильона Наталья Шарангович обратила внимание, что "Архив свидетеля войны" оказался очень сложным для технического воплощения. Он требует мультимедийного продукта, современных технических компонентов, нового оборудования с большими возможностями, даже специальной мебели, и раньше в Беларуси такого не делали. Часть компонентов пришлось заказывать из Москвы, что увеличило сроки оформления, рассказывает комиссар.


Во время выставки в Музее современного изобразительного искусства.
Фото: war.photocentre.by

Самой большой проблемой, по словам Шинкаренко, было заплатить за помещение, подготовить его, установить освещение, климат-контроль, кондиционер, застраховать груз.

Выбранный павильон по климатическим и световым условиям не пригоден для долгосрочных выставок современного искусства, поэтому он такой недорогостоящий. Он на солнечной стороне, там практически все время будет плюс 40°С, – объясняет необходимость кондиционера куратор. Шинкаренко, по его словам, против компромисса с качеством, против удешевления или вычеркивания каких-то элементов проекта. По его мнению, Венеция – не то место, где могут не заметить халтуру.

Помещение, которое мы выбрали, небольшое по размеру, но очень удачно расположено: на набережной между Арсеналом и садами Джардини, мимо него просто невозможно будет не пройти. Именно это нас и привлекло, – рассказала Наталья Шарангович о выборе павильона и отметила, что на окнах будет заметная реклама.

Она напомнила, что Венеция – город пешеходный и водный, сложный для перемещения грузов. А реализация проекта зависит от многих составляющих, например, размера павильона, сложности проекта, возможностей его транспортировки. Для открытия выставки во время биеннале необходимо также разрешение мэрии Венеции и дирекции биеннале. Не всегда их можно получить быстро и без проблем, объяснила она.

Почему была заминка с финансированием?

В конце апреля Шарангович подтвердила, что деньги уже поступили в полном объеме.

У нас все в порядке. Конечно, были сложности со спонсорами. Год был сложный, и все, кто хотел бы поддержать павильон и изначально заявлял об этом, по объективным причинам не смогли это сделать. Но у нас есть один партнер – СООО "Мобильные ТелеСистемы". Однако основное финансирование – государственное. Министерство культуры, понимая важность презентации современного искусства Беларуси в Венеции для имиджа страны, взяло на себя решение финансовых и организационных вопросов, объясняет комиссар.

Часть проблем, отметила Наталья Шарангович, связана с тем, что проект не получил генеральной спонсорской поддержки, как это было в 2011 и 2013 годах при презентации проектов на 54-й Венецианской биеннале и 4-й Московской биеннале. В этом году одновременно с биеннале в Италии проходит "Экспо". Возможно, это одна из причин отсутствия спонсоров.


Фото: www.war.photocentre.by


Биеннале без представителей министерства культуры?

Физическое присутствие на биеннале важно для тех стран, которые, пользуясь поводом встретиться в одном месте бизнесменам и людям искусства, ведут переговоры, обсуждают контракты, думают об инвестициях, говорит Шинкаренко.

– У нашей страны в этом, к сожалению, заинтересованность небольшая, никто из высокопоставленных лиц не использует этот эпицентр международных бизнес-коммуникаций как хороший повод для переговоров, считает он.

По словам Шарангович, кураторы пригласили на биеннале министра культуры, спонсоров, представителей государственной власти и друзей биеннале. Однако Борис Светлов на биеннале не поехал. В министерстве пояснили, что руководитель "не поехал на биеннале, так как в этот же период в стране проходит ряд знаковых мероприятий, связанных с 70-летием Победы". С остальными вопросами рекомендовали обращаться к комиссару павильона. Павильон открыл посол Республики Беларусь в Италии. "Это достаточно высокий уровень", обращает внимание Шарангович.

По мнению Шинкаренко, ситуация с биеннале демонстрирует ряд системных ошибок, на которых нужно учиться.

Проект "Архив свидетеля войны" уникальный, способный конкурировать с другими проектами в мировом арт-пространстве. Это подтверждают многие западные эксперты и директора музеев. Имидж, формируемый культурой, потом приносит экономические дивиденды. Жаль, что у нашей страны не получается настроить эту связь, поясняет куратор.

"Архив свидетеля войны" уже пригласили с 26 мая по 23 августа в Шведский музей армии в Стокгольме. Ведутся переговоры с Англией и другими странами. После демонстрации проекта в Венеции организаторы хотят показать его в Минске.
←Коллекция ценных книг военного времени представлена в Музее современной белорусской государственности

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика