Писанки, крашенки и скробанки: как покрасить яйца к Пасхе по-гродненски
04.04.2015 10:48
—
Новости Культуры
Роспись яиц к Пасхе по технологиям, популярным в Гродненском районе, два года назад включили в список нематериального культурного наследия Беларуси. По этой теме даже издали специальную методичку. TUT.BY узнал в областном методическом центре народного творчества, как гродненцам правильно разукрасить яйца по местной традиции.
Традиционный рисунок – геометризованные растительные мотивы, а также птицы. Шляпкой гвоздика воском наносили точку либо вытянутую каплю. По технологии, яйцо нужно держать большим и указательным пальцами за концы и наносить узор по кругу. Одинаковых писанок не найти даже у одной мастерицы, ведь на характер рисунка влияет и толщина шпильки, и густота воска, и просто уменье и темперамент автора.
Такие писанки красили горячим или холодным способом с помощью растительных красителей, а после того, как они высыхали, воск удалялся.
Настоящие писанки-воскованки авторства самой известной мастерицы Елены Зайко из Сопоцкина сегодня можно увидеть в коллекциях Музея истории религии и Историко-археологического музея в Гродно.
Воскование
Наиболее древняя и распространенная технология покраски яиц – воскование. Оно было очень популярно и до сегодняшнего дня используется на Гродненщине. С помощью специальной леечки-писака на яйцо наносят расплавленным воском узор, который потом остается неокрашенным. Другие популярные инструменты для росписи – острые предметы, такие как шпильки или гвоздики, вбитые в торец палочки. Такой росписью занимались мастера из Сопоцкина.Традиционный рисунок – геометризованные растительные мотивы, а также птицы. Шляпкой гвоздика воском наносили точку либо вытянутую каплю. По технологии, яйцо нужно держать большим и указательным пальцами за концы и наносить узор по кругу. Одинаковых писанок не найти даже у одной мастерицы, ведь на характер рисунка влияет и толщина шпильки, и густота воска, и просто уменье и темперамент автора.
Такие писанки красили горячим или холодным способом с помощью растительных красителей, а после того, как они высыхали, воск удалялся.
Настоящие писанки-воскованки авторства самой известной мастерицы Елены Зайко из Сопоцкина сегодня можно увидеть в коллекциях Музея истории религии и Историко-археологического музея в Гродно.