"Коль я не могу сам заработать, надо невесту найти богатую": в Гомеле прошла премьера спектакля "Мечты, сны и грезы Мишеньки Бальзаминова"

Источник материала:  
27.03.2015 18:45 — Новости Культуры
Вечером 26 марта, накануне Всемирного дня театра, гомельчане получили необычный подарок - премьерный показ спектакля "Мечты, сны и грезы Мишеньки Бальзаминова" по пьесе Александра Островского. Необычность заключается не только в достаточно авантюрном музыкальном оформлении, но и в том, то роли исполняют актеры-любители разных профессий и возрастов, самой старшей из них - 79 лет.




У входа в ГЦК висит афиша, на которой указано, что в постановке задействован народный театральный коллектив "Встреча". Гомельские театралы знают, что это уже второй спектакль "Встречи". Первый, под названием "Ретро", имел большой успех и был показан 19 раз, причем не только в областном центре, но также в Минске и в Новгородской области. Это небывалый случай для театральных самодеятельных коллективов: обычно после 3-4 показов такие спектакли "умирают".




Несмотря на то, что на сцене была любительская труппа, никакой местечковости в спектакле "Мечты, сны и грезы Мишеньки Бальзаминова" не было и в помине. Добротные декорации, выполненные художником областного драмтеатра Владимиром Тихоновым, шикарные костюмы, задний фон с проецированием на большой экран репродукций работ Бориса Кустодиева и великолепная игра актеров – все это в полной мере передает настроение и кураж, заложенные классиком в пьесе "За чем пойдешь, то и найдешь".




В спектакле использован интересный прием - часы, стрелки которых крутятся как вперед, так и в обратную сторону. Они как бы переносят зрителя в другой временной отрезок, но с теми же проблемами, которые существуют и в наши дни. Часы появляются дважды - в самом начале действа и в финале. Тем самым режиссер дает понять, что перебрасывает мостик в день сегодняшний, при этом ни на шаг не отходя от оригинала пьесы.




Мечты, сны и грезы молодого мещанина Бальзаминова обозначены коротенькими фрагментами из современных песен. К примеру, он рассказывает о своем сне: женщина необыкновенной красоты увидела его и говорит: "Я вас люблю, господин Бальзаминов, я вас люблю и обожаю…" -  и тут же пошла музычка "муси-пуси, миленький мой" в исполнении Кати Лель (!). Поначалу - легкий шок, ощущение, что это какая-то несуразность, но когда последующие фантазии Бальзаминова продолжают сопровождаться и другими музыкальными фрагментами ("Если б я был султан", "Как хорошо быть генералом", "О боже, какой мужчина"), начинаешь понимать, что режиссер таким образом иронизирует над своим героем.

Бальзаминова блестяще сыграл гомельский предприниматель Станислав Мадичинов. Его игра в дуэте с актрисой Татьяной Беляевой, исполнявшей роль любвеобильной вдовы Белотеловой, вызывала безудержный смех в зале. "Одной скучно ничего не делать", - говорит состоятельная вдова. "Коль я не могу сам заработать, надо невесту найти богатую", - размышляет Бальзаминов.




Кухарку Матрену прекрасно сыграла 79-летняя Раиса Торговникова, которая, по ее словам, в течение года, пока шла работа над спектаклем, поднималась по лестнице на 4-й этаж, где проходили репетиции, и каждый раз "приходила не одна, а вместе со своей одышкой". В постановке заняты и другие люди в возрасте, наделенные прекрасным чувством юмора, в частности, танцевальный коллектив "Бабульки" клуба "Прометей".

Образы мещан, созданные Александром Островским, люди малообразованные, ничем не занятые, с небольшим достатком, мечтающие об одном - разбогатеть. К слову, их неторопливые беседы за чаем актуальны и сегодня, взять хотя бы этот: "Какие разговоры ходят? Войны не слыхать?" - спрашивает маменька Бальзаминова у свахи. "Не, войны не слыхать", - отвечает та.

- Многие люди живут с удовольствием и ради удовольствия. Все мысли лентяя и фантазера Мишеньки Бальзаминова сводятся к одной мысли: "Если бы я был царь, то я бы издал такой указ, чтобы бедный женился на богатой, а богатый - на бедной",
- говорит актер областного драматического театра, режиссер спектакля Алексей Бычков.

Разве это не ложится и на сегодняшнюю модель общества? Музыкальная тема - "мани-мани-мани" в исполнении Лайзы Минелли и группы АВВА - проходит рефреном через весь спектакль.


Алексей Бычков - актер Гомельского областного драматического театра, режиссер. Руководитель проекта "Театр в тюрьме" (за 10 лет он поставил 8 спектаклей с участием осужденных ИК-4). Руководитель народного театра "Ветразь" Гомельского железнодорожного колледжа. Руководитель народного театрального коллектива "Встреча" при городском центре культуры.

Как и подобает жанру комедии, заканчивается все, конечно же, хэппи-эндом, то есть свадьбой бедного мещанина и богатой вдовы, смысл которой лаконично передан музыкальной фразой из песни Ильи Лагутенко:

Как бы тебе повезло,
Моей невесте.
Завтра мы идем тратить все свои,
Все твои деньги вместе.





Судя по реакции зрителей - смеху в зале, длительным аплодисментам, цветам и позитивному настроению, с которым все покидали зал, спектакль "обречен" на долгую жизнь. Сюрприз удался.
←Награды Белорусского союза театральных деятелей вручены лучшим мастерам сцены

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика