Выставка спичечных коробков и этикеток проходит в Витебске
16.03.2015 09:23
—
Новости Культуры
Выставка спичечных коробков и этикеток "Дар Прометея" из частной коллекции Валерия Колесинского проходит в Витебском областном краеведческом музее, сообщает "СБ Беларусь Сегодня".
Чем интересны и ценны спичечные этикетки? Оказывается, некоторые из них - настоящие произведения искусства промышленной графики. Над их созданием трудились художники, фотографы, текстовики и другие работники.
В советское время был налажен строгий контроль за разработкой сюжетов рисунков и клише, с которых печатались этикетки. А поскольку Советский Союз был самым крупным экспортером спичек, спичечная этикетка стала мощным средством пропаганды и рекламы.
На коробках размещали изображения памятников, представителей флоры и фауны, литературные или фольклорные сюжеты, национальный орнамент, портреты известных людей и даже рисунки игрушек. Часто печатали пословицы, лозунги.
Коллекция члена Белорусского союза художников, члена правления Белорусского республиканского общественного объединения коллекционеров Валерия Колесинского насчитывает более тысячи спичечных коробков и этикеток, выпущенных на фабриках разных стран мира в разные эпохи.
"Самая ценная в моей коллекции коробочка спичек - с надписью на белорусском языке "Чырвоная Бярэзiна" cтоимостью 1½ копейки, - рассказывает Валерий Колесинский. - Ведь именно полкопейки раньше были самой мелкой монеткой. На этикетках можно увидеть изображение многих интересных исторических фактов".
Узнать, когда в мире появилась первая спичка, сколько стоили спички в царские времена, а также про расцвет и упадок увлечения филуменией (коллекционированием спичечных этикеток, коробков и других предметов, связанных со спичками), можно на этой уникальной выставке.
![]() |
Валерий Колесинский на выставке "Дар Прометея". Фото: Витебский областной краеведческий музей |
Чем интересны и ценны спичечные этикетки? Оказывается, некоторые из них - настоящие произведения искусства промышленной графики. Над их созданием трудились художники, фотографы, текстовики и другие работники.
В советское время был налажен строгий контроль за разработкой сюжетов рисунков и клише, с которых печатались этикетки. А поскольку Советский Союз был самым крупным экспортером спичек, спичечная этикетка стала мощным средством пропаганды и рекламы.
На коробках размещали изображения памятников, представителей флоры и фауны, литературные или фольклорные сюжеты, национальный орнамент, портреты известных людей и даже рисунки игрушек. Часто печатали пословицы, лозунги.
Коллекция члена Белорусского союза художников, члена правления Белорусского республиканского общественного объединения коллекционеров Валерия Колесинского насчитывает более тысячи спичечных коробков и этикеток, выпущенных на фабриках разных стран мира в разные эпохи.
"Самая ценная в моей коллекции коробочка спичек - с надписью на белорусском языке "Чырвоная Бярэзiна" cтоимостью 1½ копейки, - рассказывает Валерий Колесинский. - Ведь именно полкопейки раньше были самой мелкой монеткой. На этикетках можно увидеть изображение многих интересных исторических фактов".
Узнать, когда в мире появилась первая спичка, сколько стоили спички в царские времена, а также про расцвет и упадок увлечения филуменией (коллекционированием спичечных этикеток, коробков и других предметов, связанных со спичками), можно на этой уникальной выставке.