Искусство в стенах иезуитского коллегиума. Репортаж из Полоцкой художественной галереи
26.02.2015 14:11
—
Новости Культуры
Самый древний город в Беларуси – Полоцк, а потому неудивительно, что полоцкая земля хранит немало легенд, историй и артефактов. Национальный полоцкий историко-культурный музей-заповедник насчитывает 11 филиалов. Проект "Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ" познакомит вас с каждым из них - виртуально. А уж решение, что же посетить, отправляясь в Полоцк, - за вами.
Постоянная экспозиция, несколько залов для сменных выставок и художественный салон – так устроена галерея сегодня. Место прописки – один из корпусов бывшего Полоцкого иезуитского коллегиума, который открылся в 1580 г. по указанию короля Речи Посполитой Стефана Батория. Впоследствии он стал первым высшим учебным заведением с правами университета на белорусской земле (с 1812 г. по указу российского императора Александра I). Сейчас в здании коллегиума располагаются факультеты Полоцкого государственного университета и крупнейшая в Беларуси художественная галерея.
![](http://www.21.by/pub/news/2015/02/1424949901065824.jpg)
Перед взором посетителей – искусство и культура Беларуси с XI века по нынешнее время. В стенах галереи можно познакомиться с настенной живописью XI-XIX вв., а также с коллекциями иконописи XVIII-XIX вв., культового медного литья XIX в., светского портрета XVIII-XIX вв. и искусством XX века. Вместе с тем галерея – это площадка для встреч с современным искусством (белорусским и зарубежным). Здесь постоянно проходят сменные выставки и арт-проекты.
![](http://www.21.by/pub/news/2015/02/1424949901075151.jpg)
![](http://www.21.by/pub/news/2015/02/1424949901079649.jpg)
Самая новая часть постоянной экспозиции открылась в сентябре 2014 г. В ней представлена стенопись XII-XIX веков Спасского храма в Полоцке. Создание такой выставки – это результат многолетней работы ученых, реставраторов и музейщиков.
"Открывшаяся экспозиция стенописи является объективным источником для знакомства с росписями Спасской церкви, сохранившимися и дошедшими до нас через десять веков. Они важны сегодня не только как уникальный артефакт, но и как аспект исторических, культурных и художественных сведений, как произведение искусства, которое принадлежит не только прошлому, но и последующим эпохам", - рассказывает заведующая художественной галереей Лариса Лысенко.
![](http://www.21.by/pub/news/2015/02/1424949901086370.jpg)
![](http://www.21.by/pub/news/2015/02/1424949901092793.jpg)
С помощью наглядного материала и видеофильма можно познакомиться с уникальным реставрационным методом. Он позволил раскрыть фресковые росписи XII века и при этом сохранить два слоя масляной записи XIX века, а затем экспонировать их как движимые памятники. В 2008–2009 годах эта методика была разработана московскими специалистами под руководством художника-реставратора В. Д. Сарабьянова, главного искусствоведа Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры России. В 2009 году к работам приступили вместе с московскими специалистами реставраторы ОАО "Белреставрация" под руководством художника-реставратора Ю. И. Малиновского. Применяемый реставраторами метод позволил не только расслоить настенную живопись, но и музеефицировать ее.
![](http://www.21.by/pub/news/2015/02/1424949901114856.jpg)
"Монументальная живопись непосредственно связана с архитектурой, и поэтому в экспозиции представлены также сведения о расцвете каменного зодчества в Полоцке с середины XI до середины XIII века и развитии самобытной полоцкой школы архитектуры", – рассказывает заведующая художественной галереей Лариса Лысенко.
У истоков полоцкой школы архитектуры и монументальной живописи стоит Спасо-Преображенский храм в Полоцке. Это единственный дошедший до наших дней памятник истории и культуры Полоцкой земли. Он связан с именем преподобной Евфросинии Полоцкой. Монахиня взяла на себя труд просвещения, строительства церквей и основание Богородицкого мужского монастыря. Подробнее о деятельности святой мы узнаем из "Жития преподобной Евфросинии Полоцкой", размещенного в экспозиции. Здесь также можно получить сведения о Кресте-реликварии, представлявшем собой ковчег с драгоценными реликвиями и мощами святых. Его в 1161 г. преподобная Евфросиния вложила в Спасский храм после завершения строительных работ.
В экспозиции "Иконопись Беларуси XVIII-XIX вв." представлены уникальные произведения униатской иконописи. Шесть икон долгое время находились в иконостасе Софийского собора. В них раскрывается местная самобытность, базирующаяся на знании ярких образцов книжной миниатюры, иконографии византийского и западноевропейского искусства. Эти иконы являются ярким примером униатского культового искусства на территории Беларуси, для которого характерно соединение живописи, резьбы, чеканки.
Кроме икон белорусской школы, представлено культовое искусство, рассказывающее о мирном сосуществовании нескольких религиозных конфессий. Наряду с иконами и коллекцией культового медного литья XIX в. в экспозиции представлены культовая живопись и светские портреты XVIII-XIX вв.
Особое внимание стоит обратить на "Портрет Эльжбеты Огинской Пузыны" (1760 г.) – основательницы астрономической обсерватории при Виленской иезуитской академии, образованной женщине, которая выделяла средства в поддержку науки.
Представленное в галерее собрание изобразительного искусства Беларуси XX в. в хронологическом порядке дает представление об этапах его развития. В экспозиции уделено внимание отдельным ярким именам, творчество которых рассказывает об уникальности человеческой личности. Можно увидеть живописные работы 1930-40-х гг., таких художников как В. К. Бялыницкий-Бируля и Я. Н. Дроздович, познакомиться с творчеством художников соцреализма, "сурового стиля", "семидесятников", многогранным искусством 1990-х гг., для которого характерно свободное соединение классической живописи с новаторскими приемами.
![](http://www.21.by/pub/news/2015/02/1424949901191292.jpg)
Экспозиция изобразительного искусства Беларуси XX в.
![](http://www.21.by/pub/news/2015/02/1424949901200960.jpg)
"Город". Басов И. М., 1992 год
![](http://www.21.by/pub/news/2015/02/1424949901205520.jpg)
"Калужница зацвела", Бялыницкий-Бируля В. К.
![](http://www.21.by/pub/news/2015/02/1424949901216098.jpg)
"Пейзаж с поездом", Дроздович Я. Н.
![](http://www.21.by/pub/news/2015/02/1424949901220674.jpg)
"Рыба". С. А. Гриневич. 1996 год
Значимое явление в развитии полоцкой художественной среды – объединение художников в группу "4-63". Отдельным блоком в экспозиции представлено творчество художников, чей путь в искусстве тесно связан с Полоцком: это Н. Счастная, С. Тимохов, В. Васильев, А. Коновалов, О. Ладисов, О. Елизаров и др.
Художественная галерея в Полоцке (филиал Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника):
Адрес: Витебская область, г. Полоцк, ул. Стрелецкая, 4а-4.
Телефоны: +375 (214) 42-36-32; 42-41-35; 42-55-47.
Время работы: 10.00-17.00. Выходной день: понедельник.
Цена билета: для взрослых – 40 000 руб., для школьников и студентов – 20 000 руб.
Экскурсионное обслуживание для взрослых – 160 000 руб., для школьников и студентов – 80 000 руб.
![]() |
"Набережная". Елизаров О. В., 1996 год |
Постоянная экспозиция, несколько залов для сменных выставок и художественный салон – так устроена галерея сегодня. Место прописки – один из корпусов бывшего Полоцкого иезуитского коллегиума, который открылся в 1580 г. по указанию короля Речи Посполитой Стефана Батория. Впоследствии он стал первым высшим учебным заведением с правами университета на белорусской земле (с 1812 г. по указу российского императора Александра I). Сейчас в здании коллегиума располагаются факультеты Полоцкого государственного университета и крупнейшая в Беларуси художественная галерея.
![](http://www.21.by/pub/news/2015/02/1424949901065824.jpg)
Перед взором посетителей – искусство и культура Беларуси с XI века по нынешнее время. В стенах галереи можно познакомиться с настенной живописью XI-XIX вв., а также с коллекциями иконописи XVIII-XIX вв., культового медного литья XIX в., светского портрета XVIII-XIX вв. и искусством XX века. Вместе с тем галерея – это площадка для встреч с современным искусством (белорусским и зарубежным). Здесь постоянно проходят сменные выставки и арт-проекты.
![](http://www.21.by/pub/news/2015/02/1424949901075151.jpg)
![](http://www.21.by/pub/news/2015/02/1424949901079649.jpg)
Самая новая часть постоянной экспозиции открылась в сентябре 2014 г. В ней представлена стенопись XII-XIX веков Спасского храма в Полоцке. Создание такой выставки – это результат многолетней работы ученых, реставраторов и музейщиков.
"Открывшаяся экспозиция стенописи является объективным источником для знакомства с росписями Спасской церкви, сохранившимися и дошедшими до нас через десять веков. Они важны сегодня не только как уникальный артефакт, но и как аспект исторических, культурных и художественных сведений, как произведение искусства, которое принадлежит не только прошлому, но и последующим эпохам", - рассказывает заведующая художественной галереей Лариса Лысенко.
![](http://www.21.by/pub/news/2015/02/1424949901086370.jpg)
![](http://www.21.by/pub/news/2015/02/1424949901092793.jpg)
С помощью наглядного материала и видеофильма можно познакомиться с уникальным реставрационным методом. Он позволил раскрыть фресковые росписи XII века и при этом сохранить два слоя масляной записи XIX века, а затем экспонировать их как движимые памятники. В 2008–2009 годах эта методика была разработана московскими специалистами под руководством художника-реставратора В. Д. Сарабьянова, главного искусствоведа Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры России. В 2009 году к работам приступили вместе с московскими специалистами реставраторы ОАО "Белреставрация" под руководством художника-реставратора Ю. И. Малиновского. Применяемый реставраторами метод позволил не только расслоить настенную живопись, но и музеефицировать ее.
![](http://www.21.by/pub/news/2015/02/1424949901114856.jpg)
"Монументальная живопись непосредственно связана с архитектурой, и поэтому в экспозиции представлены также сведения о расцвете каменного зодчества в Полоцке с середины XI до середины XIII века и развитии самобытной полоцкой школы архитектуры", – рассказывает заведующая художественной галереей Лариса Лысенко.
У истоков полоцкой школы архитектуры и монументальной живописи стоит Спасо-Преображенский храм в Полоцке. Это единственный дошедший до наших дней памятник истории и культуры Полоцкой земли. Он связан с именем преподобной Евфросинии Полоцкой. Монахиня взяла на себя труд просвещения, строительства церквей и основание Богородицкого мужского монастыря. Подробнее о деятельности святой мы узнаем из "Жития преподобной Евфросинии Полоцкой", размещенного в экспозиции. Здесь также можно получить сведения о Кресте-реликварии, представлявшем собой ковчег с драгоценными реликвиями и мощами святых. Его в 1161 г. преподобная Евфросиния вложила в Спасский храм после завершения строительных работ.
![]() |
Ктиторская фреска. |
![]() |
Крест Евфросинии Полоцкой. |
В экспозиции "Иконопись Беларуси XVIII-XIX вв." представлены уникальные произведения униатской иконописи. Шесть икон долгое время находились в иконостасе Софийского собора. В них раскрывается местная самобытность, базирующаяся на знании ярких образцов книжной миниатюры, иконографии византийского и западноевропейского искусства. Эти иконы являются ярким примером униатского культового искусства на территории Беларуси, для которого характерно соединение живописи, резьбы, чеканки.
![]() |
Чудо Георгия о змие. XVIII в. |
![]() |
Чудо Георгия о змие. XIX в. Оклад. |
![]() |
Троица ветхозаветная. XVIII в. |
![]() |
Одигитрия. Сер. XVIII в. |
Кроме икон белорусской школы, представлено культовое искусство, рассказывающее о мирном сосуществовании нескольких религиозных конфессий. Наряду с иконами и коллекцией культового медного литья XIX в. в экспозиции представлены культовая живопись и светские портреты XVIII-XIX вв.
Особое внимание стоит обратить на "Портрет Эльжбеты Огинской Пузыны" (1760 г.) – основательницы астрономической обсерватории при Виленской иезуитской академии, образованной женщине, которая выделяла средства в поддержку науки.
![]() |
Экспозиция иконописи Беларуси. |
![]() |
"Портрет Эльжбеты Огинской Пузыны", 1760 год |
Представленное в галерее собрание изобразительного искусства Беларуси XX в. в хронологическом порядке дает представление об этапах его развития. В экспозиции уделено внимание отдельным ярким именам, творчество которых рассказывает об уникальности человеческой личности. Можно увидеть живописные работы 1930-40-х гг., таких художников как В. К. Бялыницкий-Бируля и Я. Н. Дроздович, познакомиться с творчеством художников соцреализма, "сурового стиля", "семидесятников", многогранным искусством 1990-х гг., для которого характерно свободное соединение классической живописи с новаторскими приемами.
![](http://www.21.by/pub/news/2015/02/1424949901191292.jpg)
Экспозиция изобразительного искусства Беларуси XX в.
![](http://www.21.by/pub/news/2015/02/1424949901200960.jpg)
"Город". Басов И. М., 1992 год
![](http://www.21.by/pub/news/2015/02/1424949901205520.jpg)
"Калужница зацвела", Бялыницкий-Бируля В. К.
![](http://www.21.by/pub/news/2015/02/1424949901216098.jpg)
"Пейзаж с поездом", Дроздович Я. Н.
![](http://www.21.by/pub/news/2015/02/1424949901220674.jpg)
"Рыба". С. А. Гриневич. 1996 год
Значимое явление в развитии полоцкой художественной среды – объединение художников в группу "4-63". Отдельным блоком в экспозиции представлено творчество художников, чей путь в искусстве тесно связан с Полоцком: это Н. Счастная, С. Тимохов, В. Васильев, А. Коновалов, О. Ладисов, О. Елизаров и др.
![]() |
"Сёстры", Васильев В. В., 1990 год |
![]() |
"Благословенный день", Коновалов А. В., 1992 год |
Художественная галерея в Полоцке (филиал Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника):
Адрес: Витебская область, г. Полоцк, ул. Стрелецкая, 4а-4.
Телефоны: +375 (214) 42-36-32; 42-41-35; 42-55-47.
Время работы: 10.00-17.00. Выходной день: понедельник.
Цена билета: для взрослых – 40 000 руб., для школьников и студентов – 20 000 руб.
Экскурсионное обслуживание для взрослых – 160 000 руб., для школьников и студентов – 80 000 руб.
![]() |
"Белые лилии", Ладисов О. И., 1990 год. |
Все материалы проекта "Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ" >>>Справка о проекте:
Организатором проекта "Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ" выступает национальная платежная система БЕЛКАРТ при информационной поддержке TUT.BY и Министерства культуры Республики Беларусь. Проект является социальным и создан с целью популяризации музейного дела Республики Беларусь. Его главная задача - информирование общественности о национальном и культурном наследии страны.