Уникальная коллекция фартуков, крестьянское подворье и интерьер полесской хаты начала 20-го века. Репортаж из музея "Бездежский фартушок"
07.12.2014 18:42
—
Новости Культуры
Поездка в Бездеж – довольно дальнее путешествие, особенно если вы отправляетесь туда своим ходом. Из города (если только это не Дрогичин или Белозерск) сюда не добраться без пересадок. Тем не менее в музей, получивший в 2009 году премию президента за создание уникальной коллекции аутентичных узоров народного творчества, едут на экскурсию не только из Брестской области. Проект "Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ" тоже заглянул в полесскую деревню – и не пожалел!
Впечатления от Бездежа сплошь хорошие. Конечно, стареет деревня, но сегодня здесь около 700 дворов – небывалая по нынешним временам цифра. О музее все знают, кого ни спроси.
Музей "Бездежский фартушок" – это два отдельных здания. Одно – усадебного типа (когда-то в нем располагалась школа). А другое – настоящий крестьянский дом. С сенями, печкой, хлевом, живностью во дворе, колодцем и даже своим прудом.
Музейное подворье называется "Каля Плэсы" (Плеса – местная река). Здесь угощают блюдами местной кухни (пекут хлеб, жарят драники, щедро посыпая фирменной "макухай" – приправой из перетертых семян льна, причем печь топят прямо в музее), празднуют свадьбы, устраивают катание на бричке или санях, есть даже один гостиничный номер – как правило, для молодоженов.
Но жемчужина музейной коллекции – фартушки – находятся не в деревянном доме, а в одном из 7 залов главного здания. Всего в них собрано больше 1500 экспонатов, которые иллюстрируют полесский быт столетней давности.
Лен собирали во 2-й половине августа. Для начала нужно было отделить семена от стебля, затем перетереть твердые волокна и обтрепать треплом. После этого лен чесали на щетках с металлическими зубьями (вначале на более редких, потом на более густых), и, чтобы получить высококачественное, т.н. кужельное волокно (очень тонкое и шелковистое), чесали еще над водой щетками из свиной щетины. Причем до тех пор, пока на воду не упадет ни одной соринки. Тогда уже формировали "куделю", пряли нитки, ткали полотно и шили одежду.
Льном занимались в зимние вечера, когда все работы на полях были сделаны. Ведь его еще надо было несколько раз вымочить, высушить, для того чтобы не прогнили волокна, и его легче было обрабатывать.
В левом углу, как положено, иконы, обрамленные тканым рушником. Здесь же стол, застеленный скатертью, и несколько скамеек. Это т.н. красный угол. Здесь повивальная бабка передавала крестным младенца перед крещением. Здесь благословляли молодых перед венчанием. Здесь усаживали тех, кто собирался в дальнюю дорогу.
Интерьер дома делился условно на две половины. Во второй части стояла кровать. Ее застилали тканым покрывалом, снизу стелился "подузорник" с вышитым орнаментом и самодельными кружевами, а сверху было модно ставить множество подушек. Возле кровати висела плетеная "калыска", для того чтобы матери можно было ночью, не вставая, покачать ребенка. Когда дети подрастали, их перекладывали в деревянную качающуюся колыбель.
Сундуки, в которых хранили деньги, одежду "на выход", были в каждом доме. Каждая девушка на выданье должна была приготовить себе сундук приданого.
Это качалка для выпрямления льняного полотна. Его очень тяжело выпрямить, поэтому хозяйки следили за тем, чтобы не пересушить, и еще влажное полотно наматывали и выглаживали.
Самой большой корзине на фото - больше 100 лет. А сохранилась она благодаря тому, что при запаривании соломы перед плетением добавляли определенные травы, они отпугивали грызунов.
– Выбелить полотно было очень тяжело, – рассказывает экскурсовод. – У каждой хозяйки была специальная бочка – "жлукта". Сюда клалось полотно, а сверху тряпочка, на которую просеивалась березовая зола. Все заливалось горячей водой, чтобы температура дольше держалась, наверх клали раскаленный камень из печки и оставляли на ночь. Утром хозяйки сливали воду через отверстие внизу и шли полоскать ткань на реку. Неважно, зима или лето, – всегда полоскали в реке. Вообще считалось, что хозяйка большая лентяйка, если она стирает дома.
Процедуру повторяли несколько раз, и таким образом полотно отбеливали. Другой способ – когда весной расстилали полотно на лугу. Там под воздействием воды и солнца оно выгорало и становилось белее.
Такие рушники называются утиральниками. Снизу пришита тряпочка, она меньше, чем сам рушник. Именно об эту тряпочку (!) вытирали руки, лицо, чтобы не стирать весь рушник. По мере загрязнения их отпарывали, стирали и пришивали обратно.
Это обрядовые рушники. Они сопровождали человека на протяжении всей жизни: на рушник принимали младенца и с рушником провожали в последний путь. Ими повязывали сватов, стелили молодым под ноги, завязывали на придорожных крестах, украшали иконы, фотографии. Каждая невеста должна была приготовить не менее 30 рушников для того, чтобы одарить родню жениха. Уже с 13-14 лет девушки начинали вышивать и готовить себе приданое. И судили о девушке (о том, насколько она трудолюбивая, какая у нее фантазия) по тому, как вышит рушник.
Первый фартук еще неотбеленный, у него совсем примитивный узор. Кстати, красная нитка присутствует почти на всех фартуках, потому что считалось, что красное отгоняет нечистую силу. Красили нитки различными способами: дубовой корой, шелухой от лука, сажей.
Каждая хозяйка имела у себя в гардеробе около 15-20 фартуков. В церковь, на большие праздники - Рождество и Пасху - надевали яркие цветочные фартуки. В пост надевали более скромные. И из всех 250 фартуков, которые есть в музее, ни один узор не повторяется!
Ткацкий станок, на котором ткали покрывала, ковровые дорожки, рушники, и сегодня рабочий. Здесь проходят мастер-классы по ткачеству. Кстати, австрийские туристы сильно удивились тому, что у нас ткали женщины, потому что в Австрии ткали только мужчины: "Ведь эта работа очень тяжелая…".
В конце 19-го – начале 20-го вв. костюм местной жительницы состоял из сорочки, юбки и фартука. На голову надевали косынки, как правило, из покупной ткани, но и их украшали различными вышивками. Зимний костюм состоял из кожуха или свитки, тоже украшенных вышивкой. Пуговиц не было, поэтому застегивались на металлические застежки. Носили длинные юбки из шерстяных ниток – андораки. Самые популярные ботинки – "шнуровки".
В начале 20-го века в моду уже начали входить укороченные пиджачки – их называли "куртики". Они были как женские, так и мужские. В это же время входят в моду брюки покроя галифе. Носили и сумки – плетеные "вереньки", в которые клали махорку, деньги - эдакий прототип борсетки.
С такими торбочками дети ходили в школу. На ногах лапти, которые завязывались поверх намотанной до колена тряпки.
Костюм невесты состоял из сорочки, юбки и фартука. Фартук был белый - его ничем не украшали. На голове носили венок из искусственных цветов – "паву". Повязывались и ленты, как в Украине. Костюм жениха - сорочка, льняные брюки, тканый пояс и соломенная шляпа.
Детки до 3-4 лет одевались в длинные, до пят, сорочки - независимо от пола.
Когда женщина выходила замуж, ей уже нельзя было ходить с непокрытой головой. Поэтому под косынку надевали еще и чепцы.
Сегодня на праздники фартуки в Бездеже уже не надевают. Но вышивают по-прежнему – наборы салфеток, рушники, скатерти, шторы, "угольники", в которые помещается икона. В музее проходят мастер-классы по танцам, выступают народные коллективы из Дрогичинского района, проводят торжественную регистрацию брака. Есть здесь и выставка-продажа уникальных бездежских изделий – сувениров с Полесья.
Адрес музея: Брестская область, Дрогичинский р-н, д. Бездеж, ул. Пионерская, 9.
Телефон администрации - (8 01644) 74-999.
www.fartushok.by
Время работы: с 9 до 18.
Входной билет в музей - 5 тысяч для студентов и школьников, 10 тысяч - для взрослых. Входной билет на подворье - 5 и 10 тысяч соответственно. Экскурсия оплачивается отдельно.
Входной билет для туристических групп (комплексная экскурсия с дегустацией, мастер-классами, катанием на бричке/санях и т.д.) – 130 тысяч рублей с человека.
Как добраться
До Дрогичина из Минска или Бреста на поезде, дальше автобусом до Бездежа.
Впечатления от Бездежа сплошь хорошие. Конечно, стареет деревня, но сегодня здесь около 700 дворов – небывалая по нынешним временам цифра. О музее все знают, кого ни спроси.
Музей "Бездежский фартушок" – это два отдельных здания. Одно – усадебного типа (когда-то в нем располагалась школа). А другое – настоящий крестьянский дом. С сенями, печкой, хлевом, живностью во дворе, колодцем и даже своим прудом.
Музейное подворье называется "Каля Плэсы" (Плеса – местная река). Здесь угощают блюдами местной кухни (пекут хлеб, жарят драники, щедро посыпая фирменной "макухай" – приправой из перетертых семян льна, причем печь топят прямо в музее), празднуют свадьбы, устраивают катание на бричке или санях, есть даже один гостиничный номер – как правило, для молодоженов.
Но жемчужина музейной коллекции – фартушки – находятся не в деревянном доме, а в одном из 7 залов главного здания. Всего в них собрано больше 1500 экспонатов, которые иллюстрируют полесский быт столетней давности.
"Лен любит поклон"
В первом зале представлен экстерьер избы, которая строилась в конце 19-го - нач. 20-го вв. из бревен и крылась соломой или камышами. На его фоне – предметы труда, которого в то время хватало… Есть здесь "цэп", которым молотили зерно на току (зерно затем веяли, сушили и складывали в плетеные корзины – бездежская особенность). Различные рыболовные снасти. Например, "наставка" - она использовалась на мелководье. Или дуг - эта снасть использовалась в зимний период.Лен собирали во 2-й половине августа. Для начала нужно было отделить семена от стебля, затем перетереть твердые волокна и обтрепать треплом. После этого лен чесали на щетках с металлическими зубьями (вначале на более редких, потом на более густых), и, чтобы получить высококачественное, т.н. кужельное волокно (очень тонкое и шелковистое), чесали еще над водой щетками из свиной щетины. Причем до тех пор, пока на воду не упадет ни одной соринки. Тогда уже формировали "куделю", пряли нитки, ткали полотно и шили одежду.
Льном занимались в зимние вечера, когда все работы на полях были сделаны. Ведь его еще надо было несколько раз вымочить, высушить, для того чтобы не прогнили волокна, и его легче было обрабатывать.
"Снималка" для обуви и плетеные корзины
Второй зал – это интерьер избы.В левом углу, как положено, иконы, обрамленные тканым рушником. Здесь же стол, застеленный скатертью, и несколько скамеек. Это т.н. красный угол. Здесь повивальная бабка передавала крестным младенца перед крещением. Здесь благословляли молодых перед венчанием. Здесь усаживали тех, кто собирался в дальнюю дорогу.
Интерьер дома делился условно на две половины. Во второй части стояла кровать. Ее застилали тканым покрывалом, снизу стелился "подузорник" с вышитым орнаментом и самодельными кружевами, а сверху было модно ставить множество подушек. Возле кровати висела плетеная "калыска", для того чтобы матери можно было ночью, не вставая, покачать ребенка. Когда дети подрастали, их перекладывали в деревянную качающуюся колыбель.
Сундуки, в которых хранили деньги, одежду "на выход", были в каждом доме. Каждая девушка на выданье должна была приготовить себе сундук приданого.
Это качалка для выпрямления льняного полотна. Его очень тяжело выпрямить, поэтому хозяйки следили за тем, чтобы не пересушить, и еще влажное полотно наматывали и выглаживали.
Самой большой корзине на фото - больше 100 лет. А сохранилась она благодаря тому, что при запаривании соломы перед плетением добавляли определенные травы, они отпугивали грызунов.
Белее снега
Бездежское полотно – тонкое и невероятной белизны. Как отбеливали в то время?– Выбелить полотно было очень тяжело, – рассказывает экскурсовод. – У каждой хозяйки была специальная бочка – "жлукта". Сюда клалось полотно, а сверху тряпочка, на которую просеивалась березовая зола. Все заливалось горячей водой, чтобы температура дольше держалась, наверх клали раскаленный камень из печки и оставляли на ночь. Утром хозяйки сливали воду через отверстие внизу и шли полоскать ткань на реку. Неважно, зима или лето, – всегда полоскали в реке. Вообще считалось, что хозяйка большая лентяйка, если она стирает дома.
Процедуру повторяли несколько раз, и таким образом полотно отбеливали. Другой способ – когда весной расстилали полотно на лугу. Там под воздействием воды и солнца оно выгорало и становилось белее.
Такие рушники называются утиральниками. Снизу пришита тряпочка, она меньше, чем сам рушник. Именно об эту тряпочку (!) вытирали руки, лицо, чтобы не стирать весь рушник. По мере загрязнения их отпарывали, стирали и пришивали обратно.
Это обрядовые рушники. Они сопровождали человека на протяжении всей жизни: на рушник принимали младенца и с рушником провожали в последний путь. Ими повязывали сватов, стелили молодым под ноги, завязывали на придорожных крестах, украшали иконы, фотографии. Каждая невеста должна была приготовить не менее 30 рушников для того, чтобы одарить родню жениха. Уже с 13-14 лет девушки начинали вышивать и готовить себе приданое. И судили о девушке (о том, насколько она трудолюбивая, какая у нее фантазия) по тому, как вышит рушник.
Удивительные узоры
Но особая гордость Бездежа – фартуки. В фондах музея их насчитывается около 250, в зале представлено 70. Уникальность бездежских фартушков – все в той же утонченности и белизне. Ткали их из очень тонкой нитки, кужельного волокна: если 300 нитей проходили через обручальное кольцо, их брали на изготовление фартуков. Такой "техконтроль".Первый фартук еще неотбеленный, у него совсем примитивный узор. Кстати, красная нитка присутствует почти на всех фартуках, потому что считалось, что красное отгоняет нечистую силу. Красили нитки различными способами: дубовой корой, шелухой от лука, сажей.
Каждая хозяйка имела у себя в гардеробе около 15-20 фартуков. В церковь, на большие праздники - Рождество и Пасху - надевали яркие цветочные фартуки. В пост надевали более скромные. И из всех 250 фартуков, которые есть в музее, ни один узор не повторяется!
Ткацкий станок, на котором ткали покрывала, ковровые дорожки, рушники, и сегодня рабочий. Здесь проходят мастер-классы по ткачеству. Кстати, австрийские туристы сильно удивились тому, что у нас ткали женщины, потому что в Австрии ткали только мужчины: "Ведь эта работа очень тяжелая…".
Куртик, лапти, веренька – особенности национальной одежды
В конце 19-го – начале 20-го вв. костюм местной жительницы состоял из сорочки, юбки и фартука. На голову надевали косынки, как правило, из покупной ткани, но и их украшали различными вышивками. Зимний костюм состоял из кожуха или свитки, тоже украшенных вышивкой. Пуговиц не было, поэтому застегивались на металлические застежки. Носили длинные юбки из шерстяных ниток – андораки. Самые популярные ботинки – "шнуровки".
В начале 20-го века в моду уже начали входить укороченные пиджачки – их называли "куртики". Они были как женские, так и мужские. В это же время входят в моду брюки покроя галифе. Носили и сумки – плетеные "вереньки", в которые клали махорку, деньги - эдакий прототип борсетки.
С такими торбочками дети ходили в школу. На ногах лапти, которые завязывались поверх намотанной до колена тряпки.
Костюм невесты состоял из сорочки, юбки и фартука. Фартук был белый - его ничем не украшали. На голове носили венок из искусственных цветов – "паву". Повязывались и ленты, как в Украине. Костюм жениха - сорочка, льняные брюки, тканый пояс и соломенная шляпа.
Детки до 3-4 лет одевались в длинные, до пят, сорочки - независимо от пола.
Когда женщина выходила замуж, ей уже нельзя было ходить с непокрытой головой. Поэтому под косынку надевали еще и чепцы.
Сегодня на праздники фартуки в Бездеже уже не надевают. Но вышивают по-прежнему – наборы салфеток, рушники, скатерти, шторы, "угольники", в которые помещается икона. В музее проходят мастер-классы по танцам, выступают народные коллективы из Дрогичинского района, проводят торжественную регистрацию брака. Есть здесь и выставка-продажа уникальных бездежских изделий – сувениров с Полесья.
Адрес музея: Брестская область, Дрогичинский р-н, д. Бездеж, ул. Пионерская, 9.
Телефон администрации - (8 01644) 74-999.
www.fartushok.by
Время работы: с 9 до 18.
Входной билет в музей - 5 тысяч для студентов и школьников, 10 тысяч - для взрослых. Входной билет на подворье - 5 и 10 тысяч соответственно. Экскурсия оплачивается отдельно.
Входной билет для туристических групп (комплексная экскурсия с дегустацией, мастер-классами, катанием на бричке/санях и т.д.) – 130 тысяч рублей с человека.
Как добраться
До Дрогичина из Минска или Бреста на поезде, дальше автобусом до Бездежа.
Все материалы проекта "Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ" >>>Справка о проекте:
Организатором проекта "Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ" выступает национальная платежная система БЕЛКАРТ при информационной поддержке TUT.BY и Министерства культуры Республики Беларусь. Проект является социальным и создан с целью популяризации музейного дела Республики Беларусь. Его главная задача - информирование общественности о национальном и культурном наследии страны.