Украинский день на IFMC в Витебске: женщины в аду и в ре миноре
22.11.2014 13:13
—
Новости Культуры
В третий день XVII Международного фестиваля современной хореографии в Витебске (IFMC-2014) зрители увидели два одноактных балета известного украинского постановщика Раду Поклитару - Underground и "Женщины в ре миноре".
Два пронзительных произведения на общую, по сути, тему - о противостоянии верха и низа, индивидуального и общего, личности и толпы, любви и ненависти. Противостояния, в котором, по всем законам физики, высокое и тонкое рвется и погибает. В этом правда жизни.
И вся эта правда была ясно и точно рассказана языком тела под вышибающую слезу музыку Васкса и Баха.
"Создавая спектакль Underground на музыку выдающегося латышского композитора Петериса Васкса, я вдохновлялся фразой Жана Поля Сартра: "Ад - это другие". Но этот балет не о библейском аде. Это рассказ о людях, загнанных войной в подземелье. Вынужденные находиться вместе в замкнутом пространстве, они доводят амплитуду своих эмоций до пиковых значений: любовь-ненависть, радость-отчаяние. Никто не знает, суждено ли им выйти на дневной свет. Именно поэтому их "сейчас" важнее, чем их "потом", - поясняет хореограф.
Спектакль смотрится одним куском и на одном дыхании. Самые "пиковые" сцены связаны с образами огромных столбов, которые выполняют то функции подпорок, то валиков, отжимающих человеческий материал, будто постиранное белье.
Финал трагичен, но выход найден. Главный лирический герой, только что утративший свою возлюбленную, дотягивается до кончика каната, который ведет наверх (к свету?). Этим пользуются остальные обитатели подземелья. Становясь на спину спасителя, они подтягиваются и ползут к вожделенной свободе…
По сюжету в спектакле 16 главных героинь. Правда, некоторые партии исполняют переодетые мужчины. Сюжет еще одной трагической любви разворачивается под музыку концерта №1 для клавира с оркестром ре минор Иоганна Себастьяна Баха.
Все вращается вокруг невесомой и белоснежной свадебной фаты. В нее кутается, с ней танцует и с ней взлетает главная героиня. На фату наступают, ее топчут и ее ненавидят - остальные. И в нее же в конце концов, как в саван, закатывают мертвую невесту, чтобы на финальных аккордах бросить этот мертвый сверток в черную яму. Аплодисменты женской толпы. И - за стирку белья! Полный и безнадежный минор. Даже без кончика веревки сверху…
А потом еще одни аплодисменты - уже зрительские, горячие и долгие. Спектакль провожали стоя. На сцену вынужден был выбежать улыбающийся Раду Поклитару. В укромных уголках зала еще звучали отголоски Баха.
Раду Поклитару очень тонко чувствует, как стучит сердце современной эпохи. А стучит оно странно. Будто не сердце, а барабан. Или кто-то невидимый - головой о стену. Осталось найти выход и ухватиться за кончик каната. Где-то же должно быть в мире место для долгого лирического дуэта (а они в обоих балетах были прекрасны!) со счастливым концом…
Два пронзительных произведения на общую, по сути, тему - о противостоянии верха и низа, индивидуального и общего, личности и толпы, любви и ненависти. Противостояния, в котором, по всем законам физики, высокое и тонкое рвется и погибает. В этом правда жизни.
И вся эта правда была ясно и точно рассказана языком тела под вышибающую слезу музыку Васкса и Баха.
Underground
Балет в одном действии Underground Поклитару создал для труппы своего театра "Киев модерн-балет" еще 6 лет назад. До войны в Украине еще было далеко. Но и сейчас спектакль смотрится злободневно."Создавая спектакль Underground на музыку выдающегося латышского композитора Петериса Васкса, я вдохновлялся фразой Жана Поля Сартра: "Ад - это другие". Но этот балет не о библейском аде. Это рассказ о людях, загнанных войной в подземелье. Вынужденные находиться вместе в замкнутом пространстве, они доводят амплитуду своих эмоций до пиковых значений: любовь-ненависть, радость-отчаяние. Никто не знает, суждено ли им выйти на дневной свет. Именно поэтому их "сейчас" важнее, чем их "потом", - поясняет хореограф.
Спектакль смотрится одним куском и на одном дыхании. Самые "пиковые" сцены связаны с образами огромных столбов, которые выполняют то функции подпорок, то валиков, отжимающих человеческий материал, будто постиранное белье.
Финал трагичен, но выход найден. Главный лирический герой, только что утративший свою возлюбленную, дотягивается до кончика каната, который ведет наверх (к свету?). Этим пользуются остальные обитатели подземелья. Становясь на спину спасителя, они подтягиваются и ползут к вожделенной свободе…
"Женщины в ре миноре"
Танц-спектакль "Женщины в ре миноре" ("Жінки в ре мінорі") - новая постановка Раду Поклитару. Витебскому зрителю балет представили как премьерный. Хотя впервые его показали еще нынешним летом.По сюжету в спектакле 16 главных героинь. Правда, некоторые партии исполняют переодетые мужчины. Сюжет еще одной трагической любви разворачивается под музыку концерта №1 для клавира с оркестром ре минор Иоганна Себастьяна Баха.
Все вращается вокруг невесомой и белоснежной свадебной фаты. В нее кутается, с ней танцует и с ней взлетает главная героиня. На фату наступают, ее топчут и ее ненавидят - остальные. И в нее же в конце концов, как в саван, закатывают мертвую невесту, чтобы на финальных аккордах бросить этот мертвый сверток в черную яму. Аплодисменты женской толпы. И - за стирку белья! Полный и безнадежный минор. Даже без кончика веревки сверху…
А потом еще одни аплодисменты - уже зрительские, горячие и долгие. Спектакль провожали стоя. На сцену вынужден был выбежать улыбающийся Раду Поклитару. В укромных уголках зала еще звучали отголоски Баха.
Раду Поклитару очень тонко чувствует, как стучит сердце современной эпохи. А стучит оно странно. Будто не сердце, а барабан. Или кто-то невидимый - головой о стену. Осталось найти выход и ухватиться за кончик каната. Где-то же должно быть в мире место для долгого лирического дуэта (а они в обоих балетах были прекрасны!) со счастливым концом…