Второй день IFMC-2014 в Витебске: зрителей испытали на страх и сексуальность
21.11.2014 11:27
—
Новости Культуры
Вечер одноактных балетов XVII Международного фестиваля современной хореографии в Витебске (IFMC-2014) погрузил зрителя в глубины древних инстинктов и снов. На сцене драмтеатра Якуба Коласа 20 ноября показали четыре танц-спектакля, от которых в центре города гасли фонари и иллюминация…
Программа вечера состояла из двух концертов. В первом были представлены танц-спектакль шведского хореографа Орьяна Андерссона "Название следующей песни" и танцевальная пьеса хорошо знакомого витеблянам эстонского коллектива Fine five dance theatre под названием "…и синий". В общем, шведская постановка разогревала эстонскую.
В основу номера Андерссона легли простые позы и жесты, которые хореограф заимствовал из рисунков эпохи Средневековья: мужчина несет свечу, женщина печет хлеб, мальчишка крутит колесо. Персонажей рождает тьма. Она же переносит их в мир поэзии и звука. Свет виден, но его источник скрыт.
Чтобы окончательно не провалиться в средневековые фантазии, нужно было периодически левой рукой нащупывать свое правое колено. На пресс-конференции после концерта автор признался, что его вдохновляло барокко.
Эстонцев из Fine five dance theatre витебские зрители встретили очень тепло. С танцовщиками и хореографами Ренее Номмиком и Тиной Оллеск витебляне познакомились еще в далеком 1992 году. Прекрасно помнят их очень умную постановку "Два поезда" и страстную Тину в красном.
Но мир с тех пор изменился. Пришел черед "…и синему". Синий в этой абстрактной и метафорической пьесе выступил седьмым танцовщиком. Он появляется в самом конце. Но это - страх…
"Страх куда-то очень глубоко запрятан. Он есть и в нас, и в обществе. Он где-то есть и тихо действует", - сказал постановщик спектакля Ренее Номмик. А его прекрасная напарница Тина Оллеск, которая и станцевала Страх в финале, добавила: "Мы хотели показать, что все то, что происходило с группой танцовщиков на сцене, происходит в мире, происходит в Европе, происходит между Европой и Россией…"
В этом смысле эстонская постановка стала самым злободневным спектаклем вечера. И было страшно…
Правда, на этот раз на сцене не было прекрасных нимф, так что козлобородому Фавну пришлось удовлетворять себя всеми известными ему способами. И балансировать на грани пристойности.
На пресс-конференции после спектакля Эммануэле Соави рассказал, что показал витеблянам только маленькую часть большого 4-часового полотна. Хореограф объяснил, что вслед за Нижинским исследует темную природу человеческой сексуальности, которую и олицетворяет Фавн. Пояснил, что в католицизме этот мифологический образ превратился в образ дьявола.
"Где он сейчас в нас, где прячется? Насколько мы свободны внутри себя? Что есть в нас сексуальность, и насколько мы можем открыть ее обществу?" - вот вопросы, которые своим спектаклем адресовал залу итальянец. Вопросы, над которыми древние греки особо не заморачивались…
Вечер одноактных балетов закончился абстракцией Челябинского театра современного танца "Погружения и всплытия". Для зрителей это был шанс всплыть из глубин панической сексуальности.
Но хореограф театра и автор постановки Ольга Пона предпослала свой танц-спектакль "тем зрителям, кто скорее чувствует, нежели думает, и кто верит в мечту как в единственную реальность". Поэтому и всплытие произошло в синем цвете.
Попытки вдуматься направляли взгляд к маленькому зеленому квадратику с надписью "Выход". Но было красиво, да. И зрители, как показалось, аплодировали очень искренне.
Получился удивительный вечер: сценическое действо напоминало человеку, что он человек. Что он бездна, а не машина по зарабатыванию денег и по производству успешности.
В момент, когда автор этих строк выходил из театра, в центре Витебска на какой-то миг вдруг погасла иллюминация. Кто-то предупреждал: нужно вновь затолкать поглубже свои страхи и сексуальность и жить дальше…
И было страшно...
Программа вечера состояла из двух концертов. В первом были представлены танц-спектакль шведского хореографа Орьяна Андерссона "Название следующей песни" и танцевальная пьеса хорошо знакомого витеблянам эстонского коллектива Fine five dance theatre под названием "…и синий". В общем, шведская постановка разогревала эстонскую. В основу номера Андерссона легли простые позы и жесты, которые хореограф заимствовал из рисунков эпохи Средневековья: мужчина несет свечу, женщина печет хлеб, мальчишка крутит колесо. Персонажей рождает тьма. Она же переносит их в мир поэзии и звука. Свет виден, но его источник скрыт.
Чтобы окончательно не провалиться в средневековые фантазии, нужно было периодически левой рукой нащупывать свое правое колено. На пресс-конференции после концерта автор признался, что его вдохновляло барокко.
Эстонцев из Fine five dance theatre витебские зрители встретили очень тепло. С танцовщиками и хореографами Ренее Номмиком и Тиной Оллеск витебляне познакомились еще в далеком 1992 году. Прекрасно помнят их очень умную постановку "Два поезда" и страстную Тину в красном.
Но мир с тех пор изменился. Пришел черед "…и синему". Синий в этой абстрактной и метафорической пьесе выступил седьмым танцовщиком. Он появляется в самом конце. Но это - страх…
"Страх куда-то очень глубоко запрятан. Он есть и в нас, и в обществе. Он где-то есть и тихо действует", - сказал постановщик спектакля Ренее Номмик. А его прекрасная напарница Тина Оллеск, которая и станцевала Страх в финале, добавила: "Мы хотели показать, что все то, что происходило с группой танцовщиков на сцене, происходит в мире, происходит в Европе, происходит между Европой и Россией…"
В этом смысле эстонская постановка стала самым злободневным спектаклем вечера. И было страшно…
На грани пристойности
Второй концерт начался под музыку Дебюсси в моноспектакле итальянского хореографа-фрилансера Эммануэле Соави "Послеполуденный отдых Фавна". Итальянец возвращает всех в эпоху италийских и греческих мифов, развивая тему, которую затронул в начале прошлого века Вацлав Нижинский в скандальном балете с таким же названием.Правда, на этот раз на сцене не было прекрасных нимф, так что козлобородому Фавну пришлось удовлетворять себя всеми известными ему способами. И балансировать на грани пристойности.
На пресс-конференции после спектакля Эммануэле Соави рассказал, что показал витеблянам только маленькую часть большого 4-часового полотна. Хореограф объяснил, что вслед за Нижинским исследует темную природу человеческой сексуальности, которую и олицетворяет Фавн. Пояснил, что в католицизме этот мифологический образ превратился в образ дьявола.
"Где он сейчас в нас, где прячется? Насколько мы свободны внутри себя? Что есть в нас сексуальность, и насколько мы можем открыть ее обществу?" - вот вопросы, которые своим спектаклем адресовал залу итальянец. Вопросы, над которыми древние греки особо не заморачивались…
Вечер одноактных балетов закончился абстракцией Челябинского театра современного танца "Погружения и всплытия". Для зрителей это был шанс всплыть из глубин панической сексуальности.
Но хореограф театра и автор постановки Ольга Пона предпослала свой танц-спектакль "тем зрителям, кто скорее чувствует, нежели думает, и кто верит в мечту как в единственную реальность". Поэтому и всплытие произошло в синем цвете.
Попытки вдуматься направляли взгляд к маленькому зеленому квадратику с надписью "Выход". Но было красиво, да. И зрители, как показалось, аплодировали очень искренне.
Получился удивительный вечер: сценическое действо напоминало человеку, что он человек. Что он бездна, а не машина по зарабатыванию денег и по производству успешности.
В момент, когда автор этих строк выходил из театра, в центре Витебска на какой-то миг вдруг погасла иллюминация. Кто-то предупреждал: нужно вновь затолкать поглубже свои страхи и сексуальность и жить дальше…