Классика белорусского немого кино, работы молодых гениев и ночные показы: путеводитель по игровому кино "Лістапада"
31.10.2014 14:23
—
Новости Культуры
В этом году "Лістапад" делает акцент на разнообразии кино. Представлено 160 картин, которые являются достижениями мировой кинематографии и имеют высокий рейтинг на фестивалях. TUT.BY предлагает путеводитель по игровому кино фестиваля: ночные показы, новый фильм Франсуа Озона, ретроспектива 25-летнего канадского режиссера-вундеркинда Ксавье Долана, фильм "Пан Тадеуш" 1928 года, классика немого белорусского кино, фильмы о художниках Парижской школы белорусского происхождения и эксклюзивные картины, которые удалось заполучить "Лістападу".
![]() |
Кадр из фильма "Памятник Майклу Джексону". Фото: организаторы "Лістапада" |
"Будут более зрительские и интеллектуальные картины, изысканные и с очевидным авторским посылом, жанровые и авторские фильмы", – прокомментировал программу Игорь Сукманов. В этом году организаторы решили разрушить стереотип, что фестивали работают исключительно на академическую аудиторию и узкий зрительский сегмент. Ниже - более подробно о конкурсной и внеконкурсной программе игрового кино.
Фильмом-открытием названа картина эстонского режиссера Ильмара Раага "Я не вернусь". Это копродукция России, Беларуси, Эстонии, Казахстана и Финляндии. Критики называют Раага эстонским Алексеем Балабановым.
Эстонское кино представлено также фильмом "Free range. Баллада об одобрении мира" модного эстонского режиссера Вейко Ыунпуу, который работает на хипстерскую аудиторию. Очень мелодичное кино, которое Игорь Сукманов назвал "невыносимой легкостью хипстерского бытия".
"Вишневый табак" режиссеров Катрин и Андрес Маймик – картина, рассказывающая о жизни эстонской провинции, лишена чувства безысходности.
"Вишневый табак" режиссеров Катрин и Андрес Маймик – картина, рассказывающая о жизни эстонской провинции, лишена чувства безысходности.
Российский кинематограф представлен двумя картинами "Дурак" Юрия Быкова и "Кино про Алексеева" Михаила Сегала. Премьеры обеих картин прошли на кинофестивале "Кинотавр". Можно сказать, это два полюса российской кинематографии. "Фильм про Алексеева" – изысканная, ироничная, утонченная картина, рассчитанная на широкую публику. У режиссера Быкова очень жесткий, почти плакатный подход к действительности.
![]() |
Кадр из фильма "Кино про Алексеева". Фото: организаторы "Лістапада" |
Грузинское кино представлено фильмом Левана Когуашвили "Слепые свидания", который продолжает классическую традицию грузинского кинематографа. Это лирический, тонкий, психологический фильм. Картина "Кукурузный остров" Георгия Овашвили удостоен главной награды фестиваля в Карловых Варах и в этом году выставляется на премию "Оскар" в категории "Лучшая иностранная картина". "Это очень эпический фильм", – отметил Сукманов.
Кинематограф Восточной Европы представлен фильмами из Хорватии и Сербии "Памятник Майклу Джексону" режиссера Дарко Лунгулова и "Таковы правила" режиссера Огньен Свиличич.
![]() |
Кадр из фильма "Кукурузное поле". Фото: организаторы "Лістапада" |
Картина из Китая "Черный уголь, тонкий лед" режиссера Дяо Иньань удостоена "Золотого медведя" Берлинского кинофестиваля. Это фильм о влиянии социальных сломов на человеческие судьбы, снятый в неожиданном для китайской кинематографии жанре черного кино и близкий творчеству Алексея Балабанова.
Украинский фильм "Племя" режиссера Мирослава Слабошпицкого снят без единого слова. Эта картина, по мнению Сукманова, войдет в топ-5 лучших фильмов года. "Племя" - триумфатор Каннского фестиваля. Два часа напряженного действия разворачивается в коммуне глухонемых. Главную роль играет Яна Новикова из Гомеля. Фильм очень жесткий, радикальный, но представляет собой торжество кинематографа с выразительностью жестов, изображения. "Получить этот фильм было крайне непросто в силу его сверхнапряженного графика, поэтому это предмет нашей гордости", – добавил Сукманов.
![]() |
Кадр из фильма "Племя". Фото: организаторы "Лістапада" |
Конкурс "Молодость на марше"
"Молодость на марше" – это работы молодых авторов со всего мира, чьи имена гарантированно окажутся в истории мировой кинематографии.
"Чудеса" (Италия) – фильм режиссера Аличе Рорвахера удостоена Гран-при Каннского фестиваля. По мнению Сукманова, это лучшая картина Каннского фестиваля в этом году. "Это кино из тех материй, из которых хлопья шьют. Объяснить его очарование и магию очень сложно. Это шедевр, который остается на все времена". Роль второго плана исполняет Моника Беллуччи.
"Моя госпожа" (Австралия), режиссер Стивен Лэнс. В дебютном фильме режиссера снялась Эммануэль Беар.
"Девушка ночью гуляет одна" (США), режиссер иранского происхождения Ана Лили Амирпур понравится тем, кто любит Дэвида Линча и андеграундное кино. Это черно-белое кино покажут и на ночных показах "Полуночные страсти" в кинотеатре "Центральный".
"Карнавал" (Турция), режиссер Джан Кылджиоглу. Стопроцентно зрительское, доброе, милое кино.
"Комбинат "Надежда" (Россия), режиссер Наталья Мещанинова. Нашумевший в России фильм, который стал одним из главных хитов Роттердамского кинофестиваля и успешно путешествует по миру. Режиссер Мещанинова была сорежиссером фильма Валерии Гай Германики "Школа".
"Мистер Каплан" (Уругвай – Испания – Германия), режиссер Альваро Брехнер.
"Одержимость" (США), режиссер Дэмьен Шазелл. Для тех, кто любит джаз и одновременно остросюжетное кино. Это история взаимоотношений и творческого поединка учителя (талантливого дирижера) и ученика (молодого барабанщика), "противостояние, которое достойно пера Маркиза де Сада".
"Орудующий бритвой" (Тунис), режиссер Каусар бен Ханья. Фильм, снятый в ложно документальном жанре: создается иллюзия, что это документальное кино, но на самом деле не более чем фикция.
"Рядом с ней" (Израиль), режиссер Асаф Корман. Израильская психологическая драма.
"Суд" (Индия), режиссер Чайтанья Тамхане. Премьера состоялась на кинофестивале в Венеции.
"Хорошие люди" (Колумбия), режиссер Франко Лолли. Фильм о разнице между богатством и бедностью с парадоксальным и психологически тонким разрешением конфликтов через судьбу маленького героя.
Внеконкурсная программа игрового кино представляет несколько секций. Отдельно будет ретроспектива фильмов 25-летнего канадского режиссера-самоучки, вундеркинда Ксавье Долана. Покажут фильмы "И все же Лоранс" (2012 года), "Том на ферме" (2013 года) и новую картину "Мамочка" (2014), которая завоевала приз жюри на Каннском кинофестивале. Специальный гость Пьер Леон, который в прошлом году был членом жюри "Лістапада", представит свой новый фильм "Призрачная сила", а также картину своего друга режиссера Бертрана Бонелло "Дом терпимости" ("очень прустовское кино"), в которой он сыграл одну из ролей.
Покажут также классику белорусского немого кино: фильмы "В большом городе" (1927) – дебютную картину Марка Донского – и "Саша" (1930) Александры Хохловой, супруги Льва Кулешова, одного из главных новаторов советского кино 30-х годов. Также покажут польский фильм "Пан Тадеуш" 1928 года, сцены которого сняты в Несвижском воеводстве.
Фестиваль покажет последний фильм Жана-Люка Годара "Прощай, речь", созданную в меняющемся формате обычного кино и 3D. Зритель также увидит картину братьев Дарденн "Два дня, одна ночь" с обладательницей "Оскара" Марион Котияр и фильм французского режиссера Оливье Ассайаса "Зильс-Мария" с Жюльетт Бинош в главной роли.
Фильмы о любви представлены картинами "Мужчина, которого слишком сильно любили" Андре Тешине, фильм радикального режиссера Катрин Брейя "Злоупотребление слабостью" с Изабель Юппер в главной роли. В фильме "Гранд централ" Ребекки Злотовски страсти разворачиваются на атомной электростанции. В главной роли Леа Сейду ("Жизнь Адель").
Будет показана ретроспектива французской актрисы Сандрин Боннер, в том числе ее режиссерская картина "Ее зовут Сабина" – о сестре актрисы, больной аутизмом. В кинотеатре "Пионер" по вечерам покажут (Не)детское кино: фильмы для взрослых, рассказывающие о том, что волнует детей.
В Национальном художественном музее представят серию документальных фильмов Олега Лукашевича о художниках Парижской школы родом из Беларуси. Белорусский зритель также увидит исторические хроники Первой мировой войны.
Ночные показы "Полуночные страсти"
"В следующий раз я буду целиться прямо в сердце" (Франция), режиссер Седрик Анже. В главной роли Гийом Кане. Мировая премьера фильма состоялась недавно на Римском кинофестивале и сразу приехала на "Лістапад", что является признаком доверия европейских дистрибьюторов.
"Голгофа" (Ирландия – Великобритания), режиссер Джон Майкл Макдона. Один из главных хитов ограниченного проката. Картина произвела фурор на Берлинском кинофестивале и не сходила с экранов российского арт-хаусного кинотеатра "35 мм".
"Двойник" (Великобритания), режиссер Ричард Айоади. Вольная интерпретация Достоевского.
"Дурацкое дело нехитрое" (Норвегия – Швеция – Дания), режиссер Ханс Петтер Моланд. "Легкий привет братьям Коэнам" и "Фарго".
"Теорема zero" (США – Великобритания – Румыния – Франция), режиссер Терри Гиллиам.
"Новая подружка" (Франция), новый гендерный фильм Франсуа Озона.