В Варшаве раздали "бульбы" за белорусское кино

Источник материала:  
30.10.2014 13:17 — Новости Культуры
На днях стали известны победители 4-го Варшавского фестиваля белорусского кино "BULBAMOVIE 2014". Обладателем "Золотой бульбы" стал Виктор Красовский, снявший фильм "Сторож". "Серебряная бульба" и приз зрительских симпатий достались Дарье Юркевич за ленту "Баба, Ваня и коза", а "Бронзовую бульбу" получила Нелла Василевская за работу "Реконструкция бессонницы".




Победитель с подходящим для этого случая именем Виктор больше известен как драматург и автор пьес "Меня не ждите – я в ДК", "Хомуты бетонной лирики (мертвые разговоры: так не говорят)", "Панк умер", "Сватовство" (в соавторстве с Дмитрием Богославским) и др. Пьеса Красовского "Ситуация №2222" вошла в лонг-лист "Всероссийского драматургического конкурса "Действующие лица 2012" и лонг-лист VI драматургического конкурса "Свободный театр" 2010-2011 гг. в номинацию "Пьеса малой формы, или экспериментальный текст для театра". В соавторстве с Дмитрием Богославским и Сергеем Анцелевичем Красовский написал пьесу, по которой был поставлен замечательный спектакль "PATRIS": главные герои – тележурналисты – снимают документальный фильм о Беларуси, и в ходе своего задания пытаются получить ответ от жителей страны: "Что такое патриотизм?"

По диплому же Виктор Красовский – режиссер драмы, закончил БГАИ в 2008 году. Но он не только ставит спектакли, а также снимает и снимается в кино. В прошлом году, например, Виктора Красовского вместе с супругой Натальей Левановой (тоже режиссер) можно было увидеть в конкурсном фильме "BULBAMOVIE-2013" "Закрой глаза", снятом Неллой Василевской.

Председатель жюри конкурса "BULBAMOVIE-2014" режиссер Андрей Кудиненко в интервью TUT.BY не скупился на похвалы, говоря о победителе и его фильме "Сторож": "Очень сильная работа. Взрослая, умная история, которая переносит нас в 90-е годы, когда, как известно, времена были темные, бандитские, и многие люди остались непонятно с чем…" По сюжету главный герой фильма – сторож с большим криминальным прошлым и безнадежным будущим – выпил большую долю спиртного, чтобы умереть. В предсмертной записке он сдает всех, своих старых друзей, однако утром случается то, что он не предвидел…

Сам Виктор Красовский выбор темы для своего кино объяснил тем, что "все мы родом из детства": "Я помню те годы, свое пионерское прошлое… Мне интересна эта тема, поэтому я захотел и снял такое кино…".

В Беларуси уже никого не удивишь тем, что свои амбиции наши режиссеры удовлетворяют за свои же деньги. "В действительности, денег для съемок понадобилось не так много, но мне помогло то, что остался бизнес от отца", – признался Виктор Красовский.

Поскольку сегодня часто говорят о том, что режиссеры в театре и кино берутся за решение надуманных проблем, мы решили выяснить у режиссера, что же он хотел поведать зрителям своим фильмом. "Наверное, чтобы они задумались о милосердии… – после некоторого раздумья сказал режиссер. – Когда я сделал небольшую презентацию фильма в соцсетях для поклонников своего творчества, прозвучала такая мысль: тема милосердия проходит в этом фильме красной линией… Я подумал: ведь сегодня, в наше жесткое и циничное время, нам не хватает именно милосердия, и люди тянутся к чему-то доброму и светлому…".

Кстати, по признанию режиссера, это его первая награда. "У меня до этого не было призов даже в спорте", – сказал на церемонии награждения Виктор Красовский.

Не междусобойчик

Координатор фестиваля Януш Гаврилюк отметил: в этом году впервые на конкурс было подано рекордное число фильмов – 69. Из них в конкурсную программу отобрали 20 картин.

Председатель жюри Андрей Кудиненко, который видел все конкурсные работы, начиная с первого фестиваля "BULBAMOVIE", не скрывает радости.

– Если раньше фестиваль напоминал междусобойчик, когда встречаются друзья и смотрят фильмы друг друга, то в этот раз "BULBAMOVIE" – это полноценный кинофестиваль, на котором представлены сильные работы. Если раньше я спрашивал: "Где наши кустурицы и тарантино?", то сейчас я вижу людей, с которыми можно вести серьезный разговор о кино, привлекать их к созданию проектов.

Помимо фильма Виктора Красовского, получившего "Золотую бульбу", я хотел бы отметить триллер "Реконструкция бессонницы" (режиссер Нелла Василевская, "Бронзовая бульба"), и работу "А что в лугу?", созданную непрофессиональным режиссером Марысей Тульженковой, которая получила специальный приз жюри".
К слову, на церемонии награждения, прежде чем произнести имя обладателя "Бронзовой бульбы", Януш Гаврилюк заинтриговал: "В этом году в конкурсной программе были представлены настолько интересные работы, что жюри дискутировало вплоть до момента раздачи призов. И фамилия обладателя "Бронзовой бульбы" стала известна буквально несколько минут назад…" Вышедшую на сцену студентку БГАИ Неллу Василевскую мэтры кинематографии напутствовали добрым словом: "Надеемся, что фильм "Реконструкция бессонницы" станет началом великого пути добрых дел!

Мнение мэтра

В этом году впервые судить картины на фестивале приехал, пожалуй, самый известный в мире и самый титулованный белорусский режиссер Виктор Аслюк. Фестиваль "BULBAMOVIE" начался с показа художественной картины Аслюка "Русский" по рассказу Максима Горецкого – это сюрреалистическая история, как в годы Первой мировой войны россиянин, на самом деле белорус, убивает австрийца, который на самом деле украинец…

Вручая "Серебряную бульбу" Дарье Юркевич за фильм "Баба, Ваня и коза", Виктор Аслюк рассказал зрителям интересную историю.

– Мы с моим коллегой по жюри польским режиссером Яцеком Блавутом стояли за этот фильм, а уже после того, как жюри закончило совещаться и определилось с победителями, ко мне подошла Дарья: оказывается, несколько лет назад мы с ней разговаривали, и я посоветовал ей ехать учиться снимать кино во Францию, и она поехала…" А Дарья Юркевич дополнила: "А снимать кино белорусский режиссер должен на родине, в Беларуси! Эти ваши слова я тоже помню!"

Часто молодым режиссерам не хватает критического взгляда профессионалов, что дает возможность работать над ошибками и двигаться дальше, расти профессионально.
Наверное, неправильно говорить молодым режиссерам только слова поддержки, мол, все у тебя будет хорошо. А как этого достичь? Им, которые только начинают творческий путь, нужен подробный анализ с препарированием: что было сделано не так? Виктор Аслюк, как и подобает мэтру и профессионалу, указал на проблемы белорусского кино в контексте конкурсных работ: "Признаюсь, членам жюри предстояла трудная работа, потому что не только сложно смотреть большое количество конкурсных фильмов, но и сложно смотреть белорусское кино. Недавно польский режиссер Кшиштоф Занусси сказал, кажется, о российском кинематографе: "Какая страна – такое и кино!" Но применительно к белорусскому кино я бы отметил такую проблему: было непонятно, посмотрев конкурсные фильмы, какая же наша страна – Беларусь? Еще сразу бросается в глаза, что у нас нет школы, отсутствует подготовка кинематографистов. Очень много штампов, которые повторяются десятилетиями: многие режиссерские приемы я видел двадцать лет назад…

Фильм-победитель "Сторож" на общем фоне, пожалуй, наиболее профессионально сделанная работа во всех отношениях. В этой работе есть стиль, какая-то своя интонация, поэтому, наверное, за этот фильм почти все члены жюри и проголосовали. Но, к сожалению, ментально к Беларуси эта картина имеет далекое отношение".

В любом случае можно констатировать: фестиваль удался и принес немало позитивных минут и участникам, и зрителям. А, пожалуй, самый важный итог, который можно подвести после окончания 4-го Варшавского фестиваля белорусского кино "BULBAMOVIE-2014", озвучил Януш Гаврилюк: "Когда мы задумывали фестиваль "BULBAMOVIE", нашей задачей было искать интересное белорусское кино. В этом году впервые на Минском фестивале "Лістапад" проведут Национальный конкурс белорусского кино. Что это значит? Что мы двигаемся в правильном направлении!"

Факты

4-й год для кинофестиваля "BULBAMOVIE" был отличительным во многом:

– на конкурс пришло рекордное число работ – 69, из них 29 документальных фильмов, 25 – художественных, 6 – документально-художественных, 5 экспериментальных/клипов, 4 – анимационных;

– фестиваль состоял исключительно из премьер;

– зрители смогли увидеть последнюю документальную ленту Сергея Лозницы "Майдан", новый независимый фильм Андрея Кудиненко "Hard Reboot", премьеру художественной картины Виктора Аслюка "Русский";

– состоялись показы альтернативного белорусского кино режиссеров Кирилла Нонга, Ивана Маслюкова и Андрея Мычко;

– состоялся проект "Молодые про молодых. Беларусь. Украина. Польша" – показ трейлеров в рамках проекта польских документалистов Мирослава Дембиньского и Матея Дрыгаса. Участниками проекта были молодые кинематографисты из Украины, Польши, а также лауреаты конкурса "BULBAMOVIE" 2012/2-13 гг.; 

– на фестивале состоялась презентация всебелорусского кинопроекта "Хронотоп".  
←Робби Уильямс приезжает в Минск в рамках мирового тура

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика