Закопанный Сталин, ангелы на башнях и хитрость Тизенгауза: какие легенды рассказывают экскурсоводы в Гродно

Источник материала:  
21.10.2014 17:05 — Новости Культуры
Легенды, мифы и веселые истории – обычный элемент экскурсий. Без них большинство туристов быстро потеряли бы интерес даже к уникальным памятникам и интереснейшим событиям прошлого. Правда, не все профессионалы ценят такой прием. TUT.BY узнал у гродненских историков, экскурсоводов и краеведов, какие городские байки и легенды они сами рассказывают во время экскурсий.

"Настоящих" гродненских баек – очень мало

Историк и экскурсовод Татьяна Касатая вспоминает популярную историю про немцев и Антония Тизенгауза. Гродненский староста пригласил немецких ремесленников в Гродно и провез их по улице Раскоша (сегодняшней Ожешко), где они увидели красивые каменные дома с фасадами в стиле барокко. Мастера, которым предложили такое жилье, охотно согласились работать в Гродно. Лишь потом они узнали, что за фасадами вообще ничего не было, и им пришлось самим достраивать три деревянные стены. До сегодняшнего дня в Гродно сохранился один из двадцати таких домиков. Сейчас там находится Музей истории Городницы.




Сотрудник Гродненского историко-археологического музея Андрей Вашкевич во время экскурсий рассказывает туристам про жестяных ангелов на башнях Фарного костела – тех самых, про которых поет Шалкевич в песне "У Гародні дождж". По легенде, если ангелы повернутся один к одному лицами, наступит конец света. Хотя повернуться таким образом они не могут, так как это флюгеры, одного из ангелов сняли в 2009 году и до сих пор не вернули. "Это чтобы конец света уж точно не наступил", – смеется Андрей. На самом деле, ангела сняли, так как оторвалось одно из креплений.

По мнению историка Андрея Чернякевича, "настоящих" гродненских баек – очень мало. Истории, которые рассказывают некоторые экскурсоводы-любители, имеют современный характер: в лучшем случае какой-нибудь историк докопался до какой-то информации и сделал из нее "легенду". Из настоящих легенд Андрей вспоминает историю об обезьянке (в одной из версий – морском котике), которая спасла Витовта во время пожара в Старом замке – она почуяла дым и разбудила князя. Другая давняя история – о том, что костел Бернардинцев был построен на пожертвования воинов, что возвращались с похода на Москву.




Современных "легенд" больше: одна из самых необычных говорит о том, что в небольшом сквере на углу Советской и Доминиканской, там, где сегодня стоит памятник маршалу Соколовскому, в 1956 году закопали в полный рост стоящий тут раньше памятник Сталину. Другая история делает гродненок ответственными за исход войны 1812 года: якобы Жерому Бонапарту так понравились красивые гродненские женщины, что он опоздал на встречу со своим братом, что и повлияло на исход войны.

Иногда легендами прикрывают незнание истории

Среди историй, которыми развлекают туристов, есть не только легенды, но и вполне реальные события, который могут лишь казаться невероятными. Например, гостей города очень веселит рассказ о монастырском коте Пушке и мороженом гродненского молокозавода, названном в честь этого кота. Многие не сразу верят, что это мороженое некоторое время выпускалось с благословения Митрополита Филарета.

Историк и краевед Ян Лелевич не любит рассказывать туристам байки."Правда, некоторые турфирмы настаивают на том, что веселые и необычные истории нужны, чтобы туристы не скучали", – объясняет Ян. Для себя он делит городские легенды на три типа: реально происходившие веселые истории, легенды, которые могли иметь место, и полностью выдуманные. Соответственно, первые он рассказывает гостям города, вторые вспоминает время от времени, а о третьих не вспоминает никогда.

"Я люблю классические городские байки и шутки. Например, про памятник Ленину, который раньше стоял на входе в парк Жилибера, примерно там, где сейчас обелиск с вечным огнем. Тот Ленин своей рукой указывал на улицу Горького, то есть на дорогу в литовский Друскиникай. Гродненцы шутили, что он показывает путь в сытую Прибалтику, где есть колбаса и сыр", – рассказывает Лелевич. Действительно, запечатленный в многочисленных памятниках Ленин часто показывает на самые неожиданные объекты, например на церкви или костелы.


Фото: oldgrodno.by

Иногда с помощью баек и легенд прикрывают элементарное незнание истории Беларуси, считает Лелевич. Такое случается даже среди аттестованных экскурсоводов из Минска. "Отсюда появляется и Ольгерд в гродненском замке и Ленин, останавливающийся где-нибудь на Советской. Я иногда подхожу к экскурсиям, которые прогуливаются по городу, и, послушав, понимаю, что рассчитаны они на совсем неподготовленного читателя", – делится наблюдениями собеседник.

Послушав приезжих экскурсоводов, впадаешь в ступор

Одна из самых популярных гродненских легенд, которую сразу вспомнил еще один наш собеседник Игорь Ламеко, связана со смертью гродненского каштеляна Давида Городенского. Наверное, все туристы, посетившие Гродно, слышали историю о том, как князя убил подкупленный рыцарь и гродненские воины принесли его назад на щитах и похоронили рядом с Коложской церковью. Еще одна легенда, которую Игорь время от времени рассказывает – о Дворце культуры текстильщиков на Советской площади: будто бы его построили задом наперед. Иногда туристы сами спрашивают про подземные ходы под Советской площадью или под Неманом, тогда Игорь рассказывает и о них.

Как и многие другие экскурсоводы, Игорь не очень любит городские байки. "Экскурсантов нужно чем-то завлекать, ведь даты и имена надолго в голове не остаются, в отличие от красивых историй. Но иногда, послушав приезжих экскурсоводов, впадаешь в ступор. Недавно слышал от одного такого гостя города, что "тутэйшыя" - это название жителей Сопоцкинщины", – объясняет свое отношение к легендам Игорь.

Легенды помогают создавать бренд города

Историк и экскурсовод Павел Махинов из Минска, который интересуется городскими мифами с научной точки зрения, объяснил, что чаще всего миф возникает тогда, когда реальный факт встречается с авторской или народной интерпретацией. Как пример – здание на углу Советской площади и улицы Маркса, которое горожане называют "Баториевкой". Из-за одной ошибки польского историка многие до сих пор считают, что именно тут прошло вскрытие тела короля Батория, хотя на самом деле все происходило в здании с другой стороны площади, которое не сохранилось.

По мнению Павла, интересные и популярные мифы, которые становятся со временем туристической "фишкой", помогают создавать бренд города, привлекать путешественников и даже инвестиции. Правда, большинство белорусской туристической мифологии он считает "извращенной". "Посмотрите на предложения туристических фирм: "Глубокое – белорусская Венеция", "Пинск – полесский Иерусалим", "Несвиж – белорусский Версаль". То же и в Гродно: изюминку города, пешеходную Советскую улицу называют то Бродвеем, то Арбатом, то Крещатиком", – перечисляет примеры Махинов.


Фото: commons.wikimedia.org

Среди любимых гродненских легенд Павла – история о могиле Давида Городенского, которая, по его словам, уже успела пробраться в туристические справочники и даже учебники истории. "У символического камня, установленного в память о Давиде, туристы уже даже начали загадывать желания", – делится наблюдением Павел. Кстати, в двух шагах еще одно место, что уже обросло легендами – камень "Погоня на Грунвальд".

Иногда турист может сам придумать какую-нибудь историю. Спрашивая у туристов, что они думают о танке на Советской, Павел слышал самые разные ответы: этот танк доехал до Берлина, он первым ворвался в Гродно, на нем ездил герой СССР. Многим знакома и байка о живущем там когда-то бомже. А вот одну из самых невероятных историй Павел услышал как-то от самих гродненцев: будто бы в подвалах Старого замка до сих пор хранятся бочки с вином времен Батория. Свое предположение его собеседники объяснили просто – ведь все знают, что король очень любил этот напиток. 
←Немое кино под живую музыку. В Могилеве покажут легендарного "Пана Тадеуша"

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика