"Политика не отменяет красивых песен". Барды в Витебске спорили о проблемах жанра
18.10.2014 12:27
—
Новости Культуры
Перед первым концертом XXVIII городского фестиваля авторской песни "Витебский листопад" журналисты встретились с гостями фестиваля. Пресс-конференция быстро перетекла в живую дискуссию о смысле и назначении жанра авторской песни.
В состав жюри, которое будет оценивать выступление начинающих бардов, вошли авторы-исполнители из России Александр Макаренков и Елена Гудкова, Александр Мирвис (Латвия) и белорусские барды Ольга Подчиненкова (Гродно) и Владимир Цвики (Витебск).
"Общий лейтмотив фестиваля - "Встреча друзей". Это и есть наш основной посыл. Потому что самое главное в авторской песне то, что люди могут собраться и объединиться с залом в едином порыве. Мы без лишнего пафоса будем говорить на этом фестивале по душам. Хочется чего-то доброго и светлого", - сказала Алеся Медведева.
"Самое главное - это песни, и желательно, чтоб они были красивые. И неважно, что у нас там… Мы переживаем за Украину, переживаем за все. Но песни красивые отменить никто не может. Никакой режим и никакая политика, ничто", - добавил витебский бард Владимир Цвики.
Известный бард из Санкт-Петербурга Вячеслав Ковалев высказал мнение, что социальная составляющая ушла из жанра навсегда. Как ушла и массовость: "В 1960-е годы авторская песня была глотком свободы и искренности. Того всплеска массового интереса, который наблюдался в 1960-е, наверное, никогда уже не будет. Разве что если какой-нибудь новый Вознесенский соберет точно такие стадионы. Раньше была какая-то мода на слово. Сейчас этого нет…".
Дипломант всероссийских и международных бардовских конкурсов Анатолий Шенберг считает, что появление "новой волны" может напрямую зависеть от степени зажатости гаек в общественном механизме: "Если давление увеличивается сверху - увеличивается ответная реакция снизу. Если нам, простите за прямоту, закрутят гайки настолько, что деваться будет некуда, появятся новые волны".
А по мнению латвийского барда Александра Мирвиса (группа "Татьянин день"), востребованность авторской песни сейчас связана отнюдь не с социальностью, а с "искренней интонацией прямого разговора со зрителем". "Эта искренность была востребована и в 1960-е, потому что везде был официоз. Востребована и сейчас - как противовес засилью коммерческой музыки", - считает Александр Мирвис.
Оптимистическую черту под дискуссией о востребованности авторской песни подвела бард и тележурналист из Санкт-Петербурга Елена Гудкова: "Вы говорите об оторванности от реалий. Скажу только одно. Барды - как раз летописцы этой жизни. Потому что каждый автор пишет прежде всего о себе, о знакомых, о том, что видит. Он описывает круг жизни определенных людей. И чем шире этот круг, тем ближе эта песня многим и многим людям. То есть, по идее, мы никак не оторваны. Потому что мы эту жизнь, как никто другой, пишем и отображаем. То, что наша песня никуда не зовет - так она в принципе никогда никуда и не звала. Протестовала больше рок-музыка…"
По убеждению Елены Гудковой, у авторской песни есть будущее: "Жанр жив. Да, он меняется, потому что меняется музыкальный язык времени. Время другое, поэтому и барды иначе разговаривают. Когда-то собирали стадионы. Сейчас - по-другому. Ничего страшного. Пока есть хоть один ценитель авторской песни, жанр будет жить".
Фестиваль авторской песни "Витебский листопад" проводится в областном центре уже в 28-й раз. Нынешний праздник бардов открыли 17 октября программой "Будьте счастливы!" латвийские музыканты из группы "Татьянин день". 18 октября пройдет конкурсная программа фестиваля. А вечером в круглом зале концертного зала "Витебск" состоится большой концерт "Встреча друзей". Завершит фестивальную программу 19 октября концерт "Новые мелодии".
Алеся Медведева: "Разговор без пафоса и по душам"
Вначале организатор нынешнего фестиваля - руководитель студии авторской песни Алеся Медведева, сообщила, что на фестиваль приехало около 30 гостей из разных городов Беларуси, России и Латвии. В конкурсной программе выступят 28 молодых бардов из Витебска, Минска, Орши, Новополоцка, Твери и других городов. Отбора на конкурс не было.В состав жюри, которое будет оценивать выступление начинающих бардов, вошли авторы-исполнители из России Александр Макаренков и Елена Гудкова, Александр Мирвис (Латвия) и белорусские барды Ольга Подчиненкова (Гродно) и Владимир Цвики (Витебск).
"Общий лейтмотив фестиваля - "Встреча друзей". Это и есть наш основной посыл. Потому что самое главное в авторской песне то, что люди могут собраться и объединиться с залом в едином порыве. Мы без лишнего пафоса будем говорить на этом фестивале по душам. Хочется чего-то доброго и светлого", - сказала Алеся Медведева.
"Самое главное - это песни, и желательно, чтоб они были красивые. И неважно, что у нас там… Мы переживаем за Украину, переживаем за все. Но песни красивые отменить никто не может. Никакой режим и никакая политика, ничто", - добавил витебский бард Владимир Цвики.
Анатолий Шенберг: "Закрутят гайки - пойдут волны…"
Не оторвался ли жанр авторской песни от жизни, которая диктует иные лейтмотивы? Не утратил ли актуальность и, как следствие, зрителя? Здесь завязалась дискуссия.Известный бард из Санкт-Петербурга Вячеслав Ковалев высказал мнение, что социальная составляющая ушла из жанра навсегда. Как ушла и массовость: "В 1960-е годы авторская песня была глотком свободы и искренности. Того всплеска массового интереса, который наблюдался в 1960-е, наверное, никогда уже не будет. Разве что если какой-нибудь новый Вознесенский соберет точно такие стадионы. Раньше была какая-то мода на слово. Сейчас этого нет…".
Дипломант всероссийских и международных бардовских конкурсов Анатолий Шенберг считает, что появление "новой волны" может напрямую зависеть от степени зажатости гаек в общественном механизме: "Если давление увеличивается сверху - увеличивается ответная реакция снизу. Если нам, простите за прямоту, закрутят гайки настолько, что деваться будет некуда, появятся новые волны".
А по мнению латвийского барда Александра Мирвиса (группа "Татьянин день"), востребованность авторской песни сейчас связана отнюдь не с социальностью, а с "искренней интонацией прямого разговора со зрителем". "Эта искренность была востребована и в 1960-е, потому что везде был официоз. Востребована и сейчас - как противовес засилью коммерческой музыки", - считает Александр Мирвис.
Елена Гудкова: "Барды - летописцы жизни"
Оптимистическую черту под дискуссией о востребованности авторской песни подвела бард и тележурналист из Санкт-Петербурга Елена Гудкова: "Вы говорите об оторванности от реалий. Скажу только одно. Барды - как раз летописцы этой жизни. Потому что каждый автор пишет прежде всего о себе, о знакомых, о том, что видит. Он описывает круг жизни определенных людей. И чем шире этот круг, тем ближе эта песня многим и многим людям. То есть, по идее, мы никак не оторваны. Потому что мы эту жизнь, как никто другой, пишем и отображаем. То, что наша песня никуда не зовет - так она в принципе никогда никуда и не звала. Протестовала больше рок-музыка…"
По убеждению Елены Гудковой, у авторской песни есть будущее: "Жанр жив. Да, он меняется, потому что меняется музыкальный язык времени. Время другое, поэтому и барды иначе разговаривают. Когда-то собирали стадионы. Сейчас - по-другому. Ничего страшного. Пока есть хоть один ценитель авторской песни, жанр будет жить".
Фестиваль авторской песни "Витебский листопад" проводится в областном центре уже в 28-й раз. Нынешний праздник бардов открыли 17 октября программой "Будьте счастливы!" латвийские музыканты из группы "Татьянин день". 18 октября пройдет конкурсная программа фестиваля. А вечером в круглом зале концертного зала "Витебск" состоится большой концерт "Встреча друзей". Завершит фестивальную программу 19 октября концерт "Новые мелодии".