Музеи Беларуси показали свои уникальные экспонаты в Гомеле
29.09.2014 18:15
—
Новости Культуры
Выставка с участием почти ста музеев страны была организована в рамках II Национального форума "Музеи Беларуси", который прошел в Гомеле.
Во время торжественного открытия участвовавшего в нем министра культуры Бориса Светлова пригласили на вальс и угостили тушенкой из солдатского сухпайка. К слову, тематика Великой Отечественной войны была представлена на форуме довольно широко. Многие музеи переодели своих работников в униформу военных лет, а одного из сотрудников даже "ранили" и перебинтовали.
В витринах Гомельского областного музея военной славы была выставлена папаха Дмитрия Язова, последнего из ныне живущих Маршала Советского Союза, участвовавшего в боях за освобождение Беларуси. А также личные вещи Сергея Левши, военнослужащего 5-й бригады спецназа ГРУ СССР (Марьина Горка), получившего в Афганистане три медали "За отвагу" и орден Красной Звезды.
Минский областной краеведческий музей показал фотографии периода немецкой оккупации, на которых запечатлены сцены казней и расстрелов мирных жителей Беларуси.
Широко освещалась и тема другой войны – Первой мировой. В экспозиции музея Сморгони, под которым в 1915-1916 годах развернулись кровопролитные бои, демонстрировали редкий экспонат – утыканную шипами палицу-"моргенштерн". Солдаты кайзера использовали ее в окопных боях. Это оружие одна из жительниц района откопала у себя на огороде.
Сотрудницы музея в солдатских гимнастерках без погон изображали женщин-добровольцев из знаменитого в свое время "Ударного батальона смерти" Марии Бочкаревой. Временное правительство отправило его на фронт в тщетной попытке поднять боевой дух солдат-мужчин, уставших от войны.
А учащиеся Могилевского областного лицея, представлявшие музей боевой славы 57-й Смоленской Краснознаменной ракетоносной авиационной дивизии, были облачены в форму морской авиации ВМФ СССР. Со знанием дела и огнем в глазах лицеисты объясняли принцип действия штурманских навигационных приборов, устройство коллиматорного прицела, описывали характеристики бомбардировщика Ту-16. В экспозиции музея также есть настоящий "черный ящик", стартовый шлем и авиационная аккумуляторная батарея "Прибой-2С" 1982 года выпуска, которая до сих пор держит заряд.
Реконструкцию доспехов средневековых "защитников родины", включая гусаров ВКЛ с их знаменитыми крыльями, выставили музейщики из Мирского замка.
Не меньше внимания привлекали и "мирные витрины" – белорусские рушники и платья с национальным орнаментом, предметы крестьянского быта и аксессуары горожан начала 20 века, художественные коллекции. Несвижский историко-краеведческий музей представил работы художника, графика, мастера гравюры Михаила Севрука.
Кому-то фигуры женщин-строителей, исполненные энергией первых пятилеток, могут показаться неинтересными, но специалисты знают – сегодня советский реализм и авангард пользуется огромной популярностью в самых элитарных картинных галереях мира. По словам сотрудников музея, белорусский художник Михаил Севрук является одним из ярких представителей не только советской, но и белорусской Виленской школы живописи, о которой до недавнего времени было вовсе не принято говорить.
А те, кто увлекается историей техники и технологий, подолгу изучали реконструкции старинных вагонов и другие экспонаты из Музея истории Гомельского отделения железной дороги.
Участие в форуме принимали также специалисты из России и Украины. Фирмы-партнеры музеев демонстрировали современное выставочное оборудование, а мастера из Дагестана – кавказские шашки и кинжалы.
***
Одной из тем состоявшейся пресс-конференции стала роль современных технологий в музейном деле. Отдав должное использованию новшеств: аудио- и видеогидов и даже мобильных телефонов, директор Национального художественного музея Беларуси Владимир Прокопцев сказал:
– Но все же ничто не заменит живые глаза экскурсовода, его эмоции и уникальные знания настоящего специалиста своего дела…
О нестандартных подходах рассказывал и министр культуры Борис Светлов. Например, в Минске подыскивается производственное помещение для организации нового музейного проекта "Арт-депо". Суть замысла в том, чтобы выставить работы актуальных современных художников на фоне "жесткого" индустриального фона.
Генеральный директор ГИКУ "Гомельский дворцово-парковый ансамбль" Александр Гостев рассказал о ближайших планах местных музейщиков. В их числе – реконструкция находящейся в гомельском парке башни обозрения – бывшей трубы сахарного завода Паскевичей.
Решением жюри, в состав которого входили также представители Германии и Словакии, Гран-при форума удостоен Национальный художественный музей Беларуси. Гомельский областной музей военной славы стал первым в номинации "Культурно-образовательная деятельность", а Гомельский дворцово-парковый ансамбль получил грамоту за лучшую организацию международной выставки.
Кроме того, директор Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова Галина Нечаева признана лучшим музейным руководителем республики.
Во время торжественного открытия участвовавшего в нем министра культуры Бориса Светлова пригласили на вальс и угостили тушенкой из солдатского сухпайка. К слову, тематика Великой Отечественной войны была представлена на форуме довольно широко. Многие музеи переодели своих работников в униформу военных лет, а одного из сотрудников даже "ранили" и перебинтовали.
В витринах Гомельского областного музея военной славы была выставлена папаха Дмитрия Язова, последнего из ныне живущих Маршала Советского Союза, участвовавшего в боях за освобождение Беларуси. А также личные вещи Сергея Левши, военнослужащего 5-й бригады спецназа ГРУ СССР (Марьина Горка), получившего в Афганистане три медали "За отвагу" и орден Красной Звезды.
Минский областной краеведческий музей показал фотографии периода немецкой оккупации, на которых запечатлены сцены казней и расстрелов мирных жителей Беларуси.
Широко освещалась и тема другой войны – Первой мировой. В экспозиции музея Сморгони, под которым в 1915-1916 годах развернулись кровопролитные бои, демонстрировали редкий экспонат – утыканную шипами палицу-"моргенштерн". Солдаты кайзера использовали ее в окопных боях. Это оружие одна из жительниц района откопала у себя на огороде.
Сотрудницы музея в солдатских гимнастерках без погон изображали женщин-добровольцев из знаменитого в свое время "Ударного батальона смерти" Марии Бочкаревой. Временное правительство отправило его на фронт в тщетной попытке поднять боевой дух солдат-мужчин, уставших от войны.
А учащиеся Могилевского областного лицея, представлявшие музей боевой славы 57-й Смоленской Краснознаменной ракетоносной авиационной дивизии, были облачены в форму морской авиации ВМФ СССР. Со знанием дела и огнем в глазах лицеисты объясняли принцип действия штурманских навигационных приборов, устройство коллиматорного прицела, описывали характеристики бомбардировщика Ту-16. В экспозиции музея также есть настоящий "черный ящик", стартовый шлем и авиационная аккумуляторная батарея "Прибой-2С" 1982 года выпуска, которая до сих пор держит заряд.
Реконструкцию доспехов средневековых "защитников родины", включая гусаров ВКЛ с их знаменитыми крыльями, выставили музейщики из Мирского замка.
Не меньше внимания привлекали и "мирные витрины" – белорусские рушники и платья с национальным орнаментом, предметы крестьянского быта и аксессуары горожан начала 20 века, художественные коллекции. Несвижский историко-краеведческий музей представил работы художника, графика, мастера гравюры Михаила Севрука.
Кому-то фигуры женщин-строителей, исполненные энергией первых пятилеток, могут показаться неинтересными, но специалисты знают – сегодня советский реализм и авангард пользуется огромной популярностью в самых элитарных картинных галереях мира. По словам сотрудников музея, белорусский художник Михаил Севрук является одним из ярких представителей не только советской, но и белорусской Виленской школы живописи, о которой до недавнего времени было вовсе не принято говорить.
А те, кто увлекается историей техники и технологий, подолгу изучали реконструкции старинных вагонов и другие экспонаты из Музея истории Гомельского отделения железной дороги.
Участие в форуме принимали также специалисты из России и Украины. Фирмы-партнеры музеев демонстрировали современное выставочное оборудование, а мастера из Дагестана – кавказские шашки и кинжалы.
***
Одной из тем состоявшейся пресс-конференции стала роль современных технологий в музейном деле. Отдав должное использованию новшеств: аудио- и видеогидов и даже мобильных телефонов, директор Национального художественного музея Беларуси Владимир Прокопцев сказал:
– Но все же ничто не заменит живые глаза экскурсовода, его эмоции и уникальные знания настоящего специалиста своего дела…
О нестандартных подходах рассказывал и министр культуры Борис Светлов. Например, в Минске подыскивается производственное помещение для организации нового музейного проекта "Арт-депо". Суть замысла в том, чтобы выставить работы актуальных современных художников на фоне "жесткого" индустриального фона.
Генеральный директор ГИКУ "Гомельский дворцово-парковый ансамбль" Александр Гостев рассказал о ближайших планах местных музейщиков. В их числе – реконструкция находящейся в гомельском парке башни обозрения – бывшей трубы сахарного завода Паскевичей.
Решением жюри, в состав которого входили также представители Германии и Словакии, Гран-при форума удостоен Национальный художественный музей Беларуси. Гомельский областной музей военной славы стал первым в номинации "Культурно-образовательная деятельность", а Гомельский дворцово-парковый ансамбль получил грамоту за лучшую организацию международной выставки.
Кроме того, директор Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова Галина Нечаева признана лучшим музейным руководителем республики.