«...А что, если это слово неискреннее, покупное, фальшивое?»
— Тереза Наполеоновна, по специальности вы зоотехник, работали в сельском хозяйстве. Как же вас забросило в литературу?
— Четверостишия писала еще в детстве, но особого значения своим способностям не придавала. Времени не было. Нас с братом мама растила одна. Жили на хуторе, мама работала в колхозе. Мы с малых лет трудились на земле.
Поэзия захватила позже. Это было в Витебске, знойным летом. Я ехала очень уставшая и, не заметив разметки (было сужение дороги), опрокинулась. Может быть, от переосмысления собственной жизни и от стресса «побежали» один за другим стихи. Поэзия стала для меня увлечением, состоянием души. С того времени вышло уже три сборника стихов, сейчас готовится к печати четвертый «Матуліна зорка».
Профессия моя действительно далека от поэтического слога. Зоотехник по специальности, с красным дипломом окончила сельскохозяйственную академию в Горках. Училась даже в аспирантуре в Жодино, но через 4 месяца поняла, что наука не мое. По распределению вернулась трудиться в Опсу в колхоз имени Заслонова. Тяжело работали. Бескормица была. Скота много, кормов мало. В Эстонию за соломой ездила, отправляла домой вагоны с кормами. Потом трудилась парторгом в колхозе «Маяк», заведующей Опсовским клубом. Так оказалась в культуре.
— Литературное объединение «Парус надежды» создавалось в 90-е. Как удалось удержать инициативу, которая и сейчас объединяет литераторов Браславщины в команду единомышленников?
— На презентации сборника «Вытокі дабрыні» в одном санатории ко мне подошли две девушки и попросили оценить их стихи. Разговорились, и я увидела в них соратников. Мы начали общаться, и чтобы перенести эти разговоры в профессиональное русло, создали литературное объединение. Решили ездить с литературными вечерами по деревням: основной контингент любителей литературы там. Куда бы ни поехали, везде открывались таланты. Это движение развивается и теперь. Постоянных участников в объединении — два десятка человек. Радует, что к нам стремится молодежь. Среди них есть очень талантливые. 24-летний Максим Ролик из деревни Козяны выпустил уже два сборника. В этом же ряду жительницы деревни Дрисвяты Елена Радевич и Наталья Пушкарева.
В каждом проекте помогают наши активисты — Даниил Волчок из Слободки и Светлана Циунель из Браслава. Ведь любому талантливому человеку хочется быть замеченным, особенно если всю жизнь трудишься на земле, а до таких культурных пауз вечно не доходят руки.
— Но важен и отклик тех, кому вы хотите передать свою творческую искру?
— Верно. Литературные вечера проводим для земляков. Сельчане отвечают сторицей. Например, недавно мы поехали в дом-интернат для престарелых и инвалидов. Читали стихи. Люди нас внимательно слушали. А потом один из постояльцев достал гармонь и заиграл. Да так, что все запели, за душу взяло. Несколько часов не отпускали нас. В этом-то и весь смысл работы объединения, чтобы хоть несколько строчек запали человеку в душу, и тогда он «зажигается».
— То есть популярность для вас не главное?
— Лично для меня, нет. Никогда не ставила цели стать знаменитой. У каждого из участников объединения, конечно, своя судьба, но на жизнь они зарабатывают не рейтингами и не литературой. Сборники, как правило, выпускаем на свои деньги, спонсоры находятся редко. Кстати, несколько дней назад из типографии привезли очередной четвертый выпуск альманаха с произведениями участников литобъединения «Парус надежды». С его изданием помогал спонсор, просто неравнодушный к поэзии человек. Конечно, с изданием книг в городах проще, чем на селе: там больше предприятий, состоятельных людей. В этом же мнении сходятся и коллеги из других литературных объединений из разных районов страны. Общаемся, поддерживаем связь, хоть редко, но встречаемся. На Днях письменности, например. Это великолепный повод, чтобы увидеться. Но проблема в том, что практически все участники литобъединения — сельчане, которых трудно «вырвать» в дальнюю поездку. У всех нас есть домашнее хозяйство, которое зачастую просто не на кого оставить. К примеру, у меня — корова, кролики, куры…
— Тереза Наполеоновна, за современной литературой вы наверняка следите пристально и пристрастно. Взять хотя бы нашу республику. Выходят книжки, а шедевров нет. Как вы думаете, почему?
— Мы очень сильно приземлились, нашу индивидуальность забили повседневность, серость. Поэтому стало мало возвышенного в литературе. В наши дни решают все финансы, поэтому высокое и качественное произведение может лежать в столе, никогда не увидев свет.
Читаю некоторых современных поэтов. Непонятно, о чем они даже пишут, хотя поэзия — самый лаконичный вид литературы. Что хочет донести автор? Проблема в том, что в таких литераторах очень много наносного, показушного. Складывается впечатление, что авторы хотят выпячивать себя, предлагать, претендуя на исключительность и уникальность. Шедевров высокого уровня с достойными оценками литературных критиков и успешными продажами, увы, за последнее время в отечественной литературе не припомню. Хотя писателей и поэтов пруд пруди. Литераторы хотят зарабатывать на своем ремесле. Но всем ли это под силу? Сейчас наш книжный рынок заполонил литературный ширпотреб. Но эти произведения так же быстро забываются, как и становятся известными. На века, например, поэзия Максима Богдановича, Адама Мицкевича. Классика за то и ценится, что современна столетиями.
— И все-таки литература — это бизнес?
— С моей точки зрения, нет. Бизнес в литературе — наша беда. Первым у Бога было слово. Именно благодаря слову мы можем изменить многое, особенно в душе человека. А что, если это слово неискреннее, покупное, фальшивое?
— Тереза Наполеоновна, сейчас благодаря новейшим коммуникационным технологиям слово стало более доступным, массовым. Как, на ваш взгляд, влияют эти факторы на общий уровень нашего культурного образования?
— К новшествам отношусь двояко. Понятно, что никто не собирается возвращаться в каменный век, но глобальный процесс информатизации замыкает нас на машинах. Мы теряем душевное общение, уходя в компьютеры. Прячемся за «никами» в социальных сетях, электронной почте. Это прибавляет комплексов, отгораживает от реального мира — следовательно, люди перестают замечать прекрасное, что их окружает. У учителей сейчас проблема: как оторвать детей от компьютера, завлечь их в школу на спортивно-развлекательные игры. Вы заметили, например, что люди практически перестали писать друг другу письма, отправлять открытки? А ведь это так приятно, когда приходит долгожданный конвертик, а в нем — откровение. Видишь почерк собеседника, между строк читаешь его характер. Человеку человека ничто не заменит, даже суперсовременный робот. Хотя предпосылок для того, чтобы замкнуться на компьютере в деревне, сравнивая с городом, меньше. Но село сейчас уходит в город, потому что в деревне сложно заработать. Молодежь находит более комфортную для себя жизнь в городе.
— Говорят, что скоро и мы придем к тому, что в сельском хозяйстве будет занято не более пяти процентов населения?
— Думаю, рано или поздно это случится. Цивилизация движется к тому, чтобы все укрупнялось. Идет глобализация. Но человек не сможет постоянно жить в городе, он будет приезжать в деревню, чтобы там отдыхать душой. Взять хотя бы наш край. На Браславщине минчане, москвичи, петербуржцы лихорадочно скупают дачи.
— А свой родной хутор, хоть вы много лет живете в Опсе, часто навещаете?
— Еду в Мушикли, иду под родные липы. В их тишине так хорошо пишутся стихи:
Моя постаревшая липа
Отдала медовый свой цвет.
О, если б вернуться могли бы
К истокам умчавшихся лет.
На час окунуться в былое,
Где липа наш сад сторожит.
Татьяна УСКОВА, «СГ»
Фото автора