РЕПОРТАЖ: Коллекционер выставил в Минске редкое собрание золототканых шелковых поясов
Источник материала: БелТА
31.07.2014 15:26
—
Новости Культуры
Национальный художественный музей приглашает на уникальную выставку кунтушовых поясов. Представить шелковые раритеты общественности решено с подачи минского коллекционера, который и стал инициатором проекта. Меценат, который пожелал оставаться инкогнито, происходит из старинного шляхетского рода. Исторические ценности достались ему по наследству. И вот теперь полюбоваться фамильным богатством могут жители и гости столицы. Коллекция насчитывает 8 поясов и мужской костюм, который носили шляхтичи в Речи Посполитой.
"В принципе, любой пояс можно назвать кунтушовым, т.к. он надевался поверх верхней мужской одежды - кунтуша", - сразу расставила акценты куратор выставки, заведующая отделом древнебелорусского искусства музея Елена Карпенко.
Пояс всегда был очень важной частью мужского костюма. До возникновения Слуцкой мануфактуры в первой половине XVIII века, аксессуар тогдашним модникам привозили из Персии, Ирана и Китая. Но когда выяснилось, что мода на них не спадает, и к тому же, обходится в копеечку, Михаил Казимир Радзивилл по прозвищу Рыбонька организовал местное производство в Слуцке.
Слуцкие пояса отличались особенным орнаментом. В качестве декора здесь использовалась местная флора. Например, этот шедевр создан шелковыми и золотыми нитями. Средник (самая большая часть) по периметру обрамлен каймой, центр разделен полосками с декоративной орнаментикой. Если приглядеться, контур обрамляет "рыбья чешуя". По бокам пояс украшают букеты с вазонами, что характерно для позднего периода существования Слуцкой мануфактуры.
Цветовая гамма, особенности ткачества говорят о том, что в музее выставлен один из лучших поясов Слуцкой мануфактуры. Его стоимость оценивается в десятки, а то и сотню тысяч долларов. Цена изделия складывается из нескольких составляющих - сохранности, наличия или отсутствия бахромы, тканых меток.
Около 20 г золота хранит это наследие Лионской мануфактуры. Морковный цвет, спиралевидное оформление каймы и орнамент подтверждают стиль французских ткачей. Такие узоры можно встретить в гобеленах и тканях для мебели.
Как правило, лионские пояса не могут похвастать длинной бахромой. У их слуцких "собратьев" кисточек-ниток и то в два раза больше.
Изделие Краковской мануфактуры - одно из самых красивых в представленной коллекции. Это четырехсторонний пояс с восточными узорами. Присмотритесь: его середину украшают "турецкие огурцы" - орнамент каплеобразной формы.
"Рисунок этого пояса отличается от Слуцкого. Их сближает, разве что длина, ширина и, в определенных случаях, наличие бахромы", - говорит Елена Карпенко.
Существовало множество вариантов завязывания кунтушовых поясов. Некоторые из них проиллюстрированы на портретах в музейном зале.
А это уже образец русского декоративно-прикладного искусства. В XVIII веке в России начинает развиваться шелкопрядная промышленность. Петр I поддерживал такое производство и даже направлял наиболее талантливых мастеров учиться в Нидерланды. Одним из таких специалистов был Даниил Земский, который основал мануфактуру в Купавне (Подмосковье). Псле его смерти мануфактура перешла князю Николаю Юсупову. При нем пояса обозначались особыми метками - "К.Ф."
В России такие элементы одежды ткали из чистого шелка без добавления металлизированных нитей. Их, к слову, нельзя назвать кунтушовыми, поскольку кунтуш (верхнюю одежду) носили жители Речи Посполитой, поясняет специалист.
"Российские пояса были в два раза шире обычных. Узор также отличался от рисунка обычных кунтушовых изделий. Их просто называли мужскими поясами, они тоже надевали на верхнюю одежду", - рассказывает Елена Карпенко.
Перед тем, как попасть на выставку, шелковые раритеты пришлось обновить. Изучая на тот момент еще будущие экспонаты, специалисты музея пришли к выводу, что коллекционер обращался к реставраторам. На поясах приклеена дублировочная ткань и подшиты нитки.
Впервые посетители увидят традиционную одежду шляхты Речи Посполитой - образцы мужского костюма кунтуш и жупан.
Это однобортный жупан с узкими рукавами и воротником-стойкой, который носился под кунтуш.
Кунтуш - длинная верхняя одежда с откидным воротником. Он запахивался и подвязывался мягким пояском.
"Эту одежду носили со времен Стефана Батория и до последнего раздела Речи Посполитой в 1795 году. После того, как наши земли присоединились к России, подобный костюм был запрещен, хотя его продолжали носить - подчеркивает Елена Карпенко. - После восстаний 1830 и 1863 годов носить эти вещи стало опасно. Но некоторые патриоты продолжали их носить вплоть до XIX века".
Оба элемента костюма украшены красивыми серебряными пуговицами с бирюзой.
В деталях рассмотреть историю в Национальном художественном музее желающие могут до конца октября.
БЕЛТА о новостях в стране и мире
БелТА (оригинал новости)