«Большая жизнь» и большая мечта Петра Алейникова
Когда друзья и знакомые, приезжая на Могилевщину, спрашивают о местных достопримечательностях, я в обязательном порядке советую: отправляйтесь в Кривель, на Шкловщину. Здесь, в маленькой сельской хатке, несколько десятков лет назад «прописался» музей актера Петра Алейникова, который земляки давно прозвали «нашим Домом кино» (на снимке). Известного артиста, который родился в этих краях, до сих пор помнят и любят. А в нынешнем году с особой торжественностью собираются отметить его 110-й день рождения.
Анатолий Турбинский, стоявший у истоков создания музея, материалы о Петре Мартыновиче собирал практически по крупицам: за фотографиями ездил в Москву к родственникам, записывал воспоминания знакомых. Здание музея Алейникова, уточнил, построили аккурат на фундаменте бывшей хаты его родителей. Одну из экспозиций посвятили, конечно же, главной страсти артиста — кинематографу. Собственно, и сама жизнь актера могла стать захватывающим сюжетом для любой картины. В ней нашлось бы место и драме, и комедии, и приключениям. Племянник актера, могилевчанин Александр Алейников, рассказывал мне, что детство его знаменитого дяди простым никак не назовешь. Родился он 12 июля, в день Петра и Павла, отсюда и имя. Думаю, что святой Петр наверняка покровительствовал смышленому, трудолюбивому ребенку, помогая пережить житейские испытания. Отца будущий актер потерял в шесть лет, потом тяжело заболела мать. Есть в бедной семье было нечего, и Петр с малых лет был вынужден ходить с сумой. А когда исполнилось десять, то вовсе сбежал из дома.
Ночевал где придется — в парке Шклова, на вокзале. Но в этом же городе в школе-интернате впервые пристрастился к кино: здешний киномеханик обучил любознательного мальчонку своему ремеслу. Так появилась мечта — стать актером. Вдохновленный этим стремлением, подросток даже пытался бежать в Москву, но по дороге был пойман и в конце двадцатых годов прошлого века оказался в Могилевской коммуне, где и создал драмкружок. Руководство коммуны снабдило талантливого воспитанника рекомендательным письмом в Ленинградский институт сценических искусств.
«Петру Алейникову приходилось бороться за свое место в жизни. Далеко не каждому такое под силу. Однако он не ожесточился, не озлобился. И, по сути, опроверг философское утверждение о том, что человека формирует среда. Скорее, наоборот — сам создавал эту среду, оставшись человеком открытым, добрым, искренним», — потому, уверен Анатолий Турбинский, и киногерои актера так притягательны.
Для земляков знакомство с талантом Петра Мартыновича началось с фильма «Семеро смелых» Герасимова. В повара Молибогу в конце тридцатых годов влюбился, считай, весь район! А во время съемок «Трактористов» и «Большой жизни», уточнил племянник актера, его дядя познакомился-подружился с Борисом Андреевым, с которым приезжал в родную деревню Кривель. Друзья пошли охотиться, и Борису Андрееву повезло подстрелить куропатку. Правда, как потом выяснилось, лесная птица оказалась пестрой домашней курицей, которой недосчиталась соседка! Всех эта история немало насмешила и позабавила. Вообще, признался Александр Иосифович, знакомые, родные, друзья любили актера за легкий нрав и простоту в отношениях. Алейников со всеми держался на равных, не заискивал, но и не превозносил себя.
Как и другие жители Могилевщины, я горжусь именитым земляком, который вписал свою строку не только в отечественный — всемирный кинематограф! И, пересматривая картины с его участием, не могу не признать: в них есть то, чего нам сегодня не хватает: искренность и душевность. Может, потому и интерес к ним не угасает даже спустя десятки лет? А на Шкловщину по-прежнему заглядывают поклонники творчества великого актера. Пусть Петр Алейников официально и не был народным артистом, таковым его сделало народное признание.