Дважды спасенная церковь

Источник материала:  
В ГЛУШЕ еще в начале 80-х годов прошлого столетия, решили создать этнографический музей под открытым небом. У околицы поселка подготовили площадку, перевезли на нее полуразрушенную старообрядческую церковь, мельницу, несколько хат, баню. Сегодня в народе это место знают как «Хутор богача и бедняка». Раз в год в конце сентября собирается тут народ из разных уголков Могилевщины — на фестиваль народного творчества ремесел «Глушанский хуторок». А в остальное время на хуторе тихо, лишь по выходным и праздникам раздается в музейном комплексе звон живого колокола храма Святого Великомученика и целителя Пантелеймона, созывающего на службу прихожан.

Так выглядит церковь сегодня...

МНОГИЕ, кто приходит сюда, волей-неволей задаются вопросом: как же так получилось, что его судьба, обреченного еще в советские годы на верную гибель, вдруг так изменилась, и он, словно человек, прошедший гонения и репрессии, обрел новое имя и новую жизнь?

С председателем Глушанского сельсовета Марией СУЩЕНКО подъезжаем к церкви. Еще издали ее деревянное здание смотрится, словно в окладе  из золотых лучей утреннего солнца, весенней нежной зелени деревьев, старых елей и сосен, что плотной стеной возвышаются прямо за оградой. У ворот встречает смотрительница храма, она же и хранительница ключей, Любовь Журавская.

Переступаем порог. Старые, дышащие временем стены и множество «молодых» икон. В церкви немного темно, прохладно, убранство скромное, но вскоре начинаешь чувствовать необъяснимое тепло…

Директор Бобруйского районного историко-краеведческого музея в деревне Сычково Людмила ОСИПОВА об этом храме нашла лишь несколько строк в своих архивах. Построили в 1880 году. Изначально это был старообрядческий храм, возведенный в деревне Углы Бобруйского района. В те времена там проживала большая община староверов. Но уже ближе к середине прошлого века жизнь храма стала угасать, а затем его и вовсе закрыли.

Староста деревни Углы Раиса АЛЕКСЕЕВА вспоминает:

— Был это деревянный храм. В деревне старообрядцы ходили сюда, усердно молились. Но когда его разбирали, люди если и возмущались, то не особо — религию тогда не привечали. Думаю, если бы его не увезли тогда, он бы полностью разрушился. Выходит, спасли. Мой муж на тракторе помогал перевозить здание. Аккуратно разбирали, по бревнышку — ветхое было. Помню, иконы в церкви были, колокола (их пристроили в другие церкви). По-моему, часть большого деревянного храма перевезли в Глушу, а часть — в деревню Горбацевичи.

...А так выглядела  в 1970-е годы

На музейной площадке в Глуше перевезенную часть снова собрали. В советское время приводили туда на экскурсии пионеров и комсомольцев. Правда, воссоздать первоначальный облик уже не смогли: полностью «вылечить» искалеченное, буквально измученное здание не удалось не только с архитектурной или финансовой точки зрения. Шли годы, здание ветшало. Но после перестройки в жизни его стали происходить удивительные перемены.

Еще одна смотрительница храма Святого Великомученика и целителя Пантелеймона, одна из старейших жительниц Глуши Нина Борисевич, родом из этих мест, до пенсии работала учителем математики в сельской школе:

— В нашем поселке своей православной церкви не было. Ближайшая — в Городке. А народ к вере стал тянуться. Возведение нового храма было бы нашей православной общине не под силу. Вот и стали местные женщины присматриваться к этому музейному зданию, больше похожему тогда на заброшенный сарай, многие бревна которого рассыпались. Добились-таки верующие, чтобы передали его им. И работа по восстановлению пошла… И длилась она не один год. Все — на средства прихожан. Старики умирали, их дети радели за восстановление. Сделали алтарь (в старообрядческом храме его не было), царские врата, пристроили крестильню, кладовку. Стены внутри оштукатурили, снаружи обшили вагонкой.

— Однажды несколько прихожанок, — вспоминает далее Нина Сидоровна, — поехали к владыке Максиму в Могилев, чтобы разрешил богослужения. Люди приносили в храм свои иконы и покупали новые, венчались здесь.

ЕСТЬ среди новых икон и одна старинная — Великомученицы Варвары. Написана она на дереве. Лик святой время не пощадило, но рассказывают, когда образ принесли в церковь, его и вовсе не было видно — только темная, побитая шашелем древесина. «А вскоре одна из служительниц при храме вдруг обнаружила, что изображение светлеет, — рассказывает о чуде Нина Сидоровна. — Я сначала усомнилась: мало ли, может, просто протерли. Стали наблюдать. А икона со временем все ярче становилась, даже цветочки вокруг лика стали проступать». Сегодня изображение уже можно рассмотреть достаточно хорошо. Икона, словно в благодарность верующим, являет себя. А у них свое мнение: уже сам факт, что лик святой Варвары обновился именно в этом православном храме, говорит о том, что это знак, и есть здесь Божия благодать…

Смотрительница храма Нина БОРИСЕВИЧ  возле иконы
Варвары Великомученицы.

Первый престол здесь был освящен иерейским чином в августе 2000 года, храм назвали в честь Святого Великомученика Пантелеймона-целителя. Первым и поныне действующим его настоятелем стал иерей Александр Федоров, он еще и настоятель Свято-Космо-Дамиановского храма в Городке. Отец Александр уверен, что ничего в жизни не происходит без веления Господа. Не случайны не только повороты в истории, судьбах людей, но и храмов.

— В Углах церковь стояла на берегу Березины. Там был выборный священник, а когда он умер, речка стала изменять русло и подмывать храм, опустевший без прихожан. Это потому, что там молитвы не было, — поясняет такое явление природы отец Александр. — Храм промыслом Божиим попал в руки православных верующих, возродился для новой жизни. Поначалу и священника постоянного не было. Прибыл я туда в 2000 году и продолжил восстановление. С помощью сельсовета вырыли колодец на 12 колец, поставили забор, я сам клал печи. Колокол, плащаницу и многие служебные церковные принадлежности подарил архиепископ Максим. Звонаря в штате нет, но по субботам и воскресеньям из Глуска приезжает прихожанка Алла Кондратюк — она еще и чтец молитв, и певчая.

Вода в колодце около храма считается целебной — над этим источником служат водосвятный молебен. Люди, даже приезжие, набирают воду десятками литров. Говорят, излечивает от многих недугов, даже самых тяжелых…

— Но без Бога и веры, — замечает отец Александр, — исцеления не бывает. Поэтому и лекарства не каждому помогают. Если человек получает скорби за грехи, чтобы исцелиться, прежде всего душу надо очистить.

А еще отец Александр обратил наше внимание вот на какой факт: два великих святых — Николай Угодник и Великомученик целитель Пантелеймон помогают людям любой веры.

А ЧТО же стало с частью деревянного храма, которую, по предположению, перевезли в деревню Горбацевичи? Оказывается, в Горбацевичи так ничего и не привозили, о чем рассказала одна из местных жительниц Мария Прокопчик и поведала, в свою очередь,  о горькой судьбе православного храма их деревни.

— В середине 60-х разобрали нашу красивую старинную церковь и решили перевезти за реку в Редкий Рог. Больно даже говорить — чтобы приспособить под… телятник. Люди собрались, просили, плакали, даже те, кто и в церковь не ходил. Женщину, представителя из райисполкома, уговорили, а председатель сельсовета приказал строение разобрать. Весной это было. А летом, во время грозы, от удара молнии сгорела эта собранная в Редком Роге церковь, а в ней и все телята. Словно не выдержала горя, надругательства и позора…

Анна КОРЕНЕВСКАЯ, «СГ»
Фото Павла ЧУЙКО, «СГ»

←Жизнь в ритме нашего сердца

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика