Брестчанка работает в цирке дю Солей уже пять лет
В далеком Токио уже давно за полночь, когда артистка "солнечного" цирка выходит с нами на связь по скайпу. Пять лет назад белорусская акробатка Кристина Морозюк оставила спортивную карьеру, которая, кстати, складывалась весьма удачно, и решила начать все с нуля.
Стартовой точкой стал канадский Монреаль - город, где находится "сердце" самого знаменитого и масштабного в мире цирка. Четыре тысячи артистов, которые дают представления в нескольких точках мира одновременно, более 200 стран на гастрольной карте и свыше 600 миллионов долларов годового дохода - все это дю Солей. С его труппой брестчанка уже побывала в самых экзотичных местах планеты - от Тайваня до Австралии. А ближайшие полтора года проведет в Японии. График турне рассчитан на пять крупнейших городов, включая Токио, где мы и застали нашу землячку.
- Кристина, почему не спится? Неужели артисты дю Солей не соблюдают режим?
-(смеется) Так рано же еще! Обычно мы заканчиваем работу в одиннадцать вечера, и пока смоешь грим (у некоторых артистов его так много, что на это потребуется время), доберешься домой, и вот - уже около часа ночи. Естественно, сразу спать не ляжешь, ведь организм еще очень взбудораженный. Нужно снять напряжение и тогда уже баиньки.
- За день, наверное, неслабо устаешь?
- Ну да. Особенно уставшей чувствуешь себя к выходным. У нас по восемь-десять шоу в неделю. Это, честно говоря, выматывает. Просыпаюсь я, конечно, не особо рано, так как ложусь иногда под утро. Но зато в течение дня расслабляться совсем некогда. Тренировки - это святое, они проходят каждый день, около полутора часов. Плюс индивидуальные упражнения, когда ты сам разогреваешься, делаешь подкачку. А потом уже начинаешь готовиться к шоу. За полтора часа до представления мы должны быть на месте. Опоздания, естественно, не приветствуются. Здесь с этим очень строго. Перед шоу мы должны успеть создать образ, характер. Самый важный момент - это наложение грима. У некоторых, как я уже говорила, мэйк-ап очень сложный: отнимает кучу времени и меняет до неузнаваемости. Но меня, думаю, мама бы узнала, преображение не очень сильное (смеется).
- Я понимаю: билеты дорогие, шоу постоянно колесит по миру и еще ни разу не было в Европе, и все-таки... твои родные видели его?
- Не-а, пока еще не было такой возможности, но я бы очень этого хотела. Вот планируем, что мама прилетит ко мне в Японию...
- Твои родители как-то связаны со спортом?
- Ни папа, ни мама. Я единственная, кто выбрал спорт, и то, как оказалось, ненадолго. Хотя в моей семье есть очень знаменитые, я бы даже сказала, выдающиеся спортсмены. Например, мой двоюродный дедушка Иван Логвинович. Он тренер по тяжелой атлетике, воспитал олимпийского чемпиона Леонида Тараненко.
- А как близкие отнеслись к тому, что ты оставила спорт ради такого, казалось бы, несерьезного дела?
- Мама была только "за". Она знала, что это моя мечта. И не могла препятствовать ее воплощению. Скорее - наоборот. К тому же решение уйти из спорта, в котором я была с шести лет, принималось не спонтанно, а очень даже взвешенно. Это было по обоюдному согласию с моим тренером. После чемпионата мира в 2008 году, который проходил в Глазго, мы решили закончить спортивную карьеру и попробовать себя в чем-то другом. Как раз в это время в Гомель приехал человек из Цирка дю Солей и проводил кастинг. Мы понимали, что это реальный шанс, который ну никак нельзя упускать. И через недели две-три нам действительно позвонили: "Девчата, готовьте документы".
- Ты говоришь во множественном числе. Кого еще имеешь в виду?
- Мою партнершу по акробатике - Наталью Кохнюк. В паре с ней я стала чемпионкой Беларуси, вместе не раз выступали на мировых первенствах, где завоевывали медали. Кастинг, кстати, тоже проходили в дуэте. И в цирк попали как пара. Правда, уже около трех лет не работаем вместе. Наташа ушла из шоу по состоянию здоровья, но по-прежнему в цирке.
- Кристина, а что самое сложное оказалось в новой работе?
- Привыкнуть к тому, что работать нужно каждый день. Ежедневно выкладываться по полной, на сто процентов. А в спорте не так. Ты усиленно тренируешься к определенному соревнованию, в остальное же время просто поддерживаешь себя в форме.
- Кстати, о форме. Как тебе удается быть такой худенькой? Наверное, приходится все время себе отказывать в удовольствиях?
- Не поверишь, но никогда не придерживалась никакой диеты, но все равно контролирую свое питание. Стараюсь не наедаться. И, конечно, качаюсь-качаюсь. Спасает и то, что я абсолютно не люблю сладкое. Но зато обожаю мясо.
- Расскажи, а что делают в дю Солей с новичками? Как проходит обучение?
- Новичком быть очень тяжело на самом деле. Когда мы только приехали, график был очень забитый, просто сумасшедший. Множество занятий, классов, например, по актерскому мастерству. Я попала в цирк в самом начале, когда шоу только разрабатывалось. До премьеры было четыре месяца, так что я имела возможность хорошо подготовиться как физически, так и морально. Считаю, мне очень повезло. Ведь бывает так, что артист приезжает сырым и прямо из спорта попадает в шоу.
- Я читала, что у дю Солей сейчас в работе с десяток различных представлений, в каком выступаешь ты?
- Наше шоу называется "Ovo", в переводе с португальского - "Яйцо". Ставила его известный бразильский продюсер Дебора Колкер (кстати, первая женщина-режиссер в истории Цирка дю Солей. - Е.Д.). Это просто фантастическое погружение в жизнь насекомых, в красочную, кишащую жизнью экосистему. На протяжении двух часов мы, а в шоу работают более пятидесяти акробатов, показываем, как проходит обычный день самых обычных букашек: как они просыпаются, питаются, влюбляются, веселятся.
- А какая у тебя там роль? Что делаешь во время представления?
- Ой, ну это очень смешно! Я, представь себе, крошка-блошка. В цирк мы попали со своим набором акробатических элементов, с которыми раньше выступали на соревнованиях. В принципе, ту же программу показываю и сейчас. Пытаюсь учить и что-то новое - может, не совсем традиционное для спорта, но более интересное для зрителя.
- И хорошо, если не секрет, платят крошке-блошке?
-(улыбается) Не буду скрывать, платят тут намного больше, чем бы я получала дома, будучи в сборной Беларуси по акробатике. Так что, коплю потихонечку. На что? Наверное, самая моя большая мечта в данный момент - купить дом.
- А ты уже привыкла к жизни кочевого артиста?
- В таких условиях, как у нас, ты не особо кочуешь (смеется). Нас обычно расселяют в очень хороших апартаментах, даже шикарных, я бы сказала. Но, конечно, всегда хочется на какое-то время вернуться в свое родное гнездышко. В Бресте, к сожалению, я бываю нечасто - всего лишь раз в год.
- Кристина, а как ты проводишь свободное время, если оно есть, конечно?
- Особо его нет, ты угадала. В выходной люблю выспаться, расслабиться с друзьями в баре или посмотреть достопримечательности той страны, где нахожусь на гастролях. Мне, кстати, очень понравилось в Австралии. Потрясающая природа. А любимый мой город с недавнего времени - Сан-Франциско. Хотелось бы чаще там бывать.
- А на личную жизнь время остается? У тебя есть бойфренд?
- Да, и сегодня как раз год, как мы с ним встречаемся. Он работает тоже в Цирке дю Солей, но не артист, а световой дизайнер, контролирует весь свет во время шоу. Я познакомилась с ним во время работы над "Ovo". Правда, в данный момент он подписал контракт на новое шоу, которое сейчас проектируется в Монреале. И нам пришлось продолжить отношения на расстоянии.
- Выходить замуж по контракту не запрещено? Правила строгие вообще в коллективе?
- Замуж? Это точно не запрещено. Мы же не в шоубизе. (смеется) Самое строгое правило в контракте - не заниматься в свободное время опасными видами спорта. И еще. Если в шоу у тебя не предусмотрен головной убор, ты не можешь стричь волосы. Вот, пожалуй, и все табу.
- А какой климат у вас в коллективе? Можно просто с кем-то дружить?
- Да, мы дружим. Тебя это удивляет? Мы проводим друг с другом 24 часа в сутки. И, наверное, было бы очень тяжело, если бы были конфликты. Цирк дю Солей - это большая интернациональная семья. Только в нашем шоу работают артисты из 16 стран мира. Но разговаривают все преимущественно на английском. Учить его, кстати, необязательно. Во-первых, тут очень много русскоязычных: недостатка в общении точно не будет. А во-вторых, за новичками всегда закрепляется переводчик, который помогает на первых порах.
- А белорусы есть еще в труппе? Какая вообще репутация у артистов - выходцев из постсоветских стран?
- На данный момент я одна. Но есть русские, украинцы. А репутация, конечно же, очень хорошая. Наши акробаты считаются одними из самых сильных в мире. Поэтому очень востребованы.
- Как думаешь, любой человек при желании может получить работу в дю Солей?
- Для этого нужно в первую очередь быть хорошим спортсменом. Также обязательно наличие артистических качеств. Стеснительному человеку в дю Солей да и в любом другом цирке тяжело будет. Потому что на арене нужно уметь раскрепоститься.
- Спустя пять лет ты уже можешь ответить на вопрос, что труднее: спорт или цирк, работать на результат или на публику?
- Спорт труднее, это даже не обсуждается. Ведь там ты работаешь не столько на себя, сколько на страну, ответственность больше. Но и в цирке приходится пахать, поскольку ты не можешь подвести зрителя, который платит за шоу немаленькие деньги. В цирке ты все-таки работаешь на себя. А это, кстати, приносит куда большее удовольствие. Мне нравится находиться на арене, когда люди только от одного твоего вида улыбаются.
- Кристина, а кем ты себя видишь, скажем, лет через десять? Будешь по-прежнему выступать в цирке?
- Наверное, да, если позволит здоровье. В будущем мне бы хотелось делать свой сольный номер и продвинуться немножко выше в плане артистическом. Думаю, это вполне реально. Главное - много работать. В дю Солей любят трудоголиков.