Почему Белла несет Марка? Витебский историк приоткрыл тайну одной из картин Шагала

Источник материала:  
20.03.2014 15:44 — Новости Культуры


На картине изображен сам Шагал. Он сидит на плечах у жены Беллы. Художник закрывает своей музе один глаз, а второй рукой поднимает бокал вина. Белла обмахивается веером, ее белое платье имеет откровенный вырез, перчатка - только на одной руке. На лице живописца счастливая улыбка. А над его головой парит ангел - маленькая дочь Ида. Пара изображена на фоне любимого Витебска, его домов, Успенского собора, ратуши, моста через Двину.

По мнению Валерия Шишанова, сюжет, который мы видим у Шагала, для мирового изобразительного искусства не нов. В процессе научного поиска исследователь сделал несколько любопытных и оригинальных открытий, которые он и поведал слушателям в Духовском круглике.

По словам историка, мост через Двину изображен на картине неслучайно. Это было место свиданий Марка и Беллы. И она не раз потом в своих воспоминаниях описывала ощущение полета, которое они здесь испытывали: "Мост для нас - это рай. Мы вырывались из тесных домишек с низкими потолками, чтобы взглянуть на небо...".

Как отметил Валерий Шишанов, при создании городского пейзажа на картине "Двойной портрет с бокалом вина", как и в некоторых других своих работах, Шагал использовал открытку с видом Витебска начала ХХ века. Причем открытка эта довольно индивидуальна, этот ракурс не повторяется на других дореволюционных городских видах.

Некоторые исследователи сравнивали "Двойной портрет..." Шагала с "Автопортретом с Саскией" Рембрандта. В подтверждение они приводили наличие бокала вина и счастливый вид одного и второго художника. На взгляд витебского историка, общего у этих полотен, кроме "апологии счастья жизни", не так и много. Кроме того, известно, что портреты с бокалом вина были популярны у художников до и после Рембрандта.

Шагал мог подсмотреть идею в работах немецкого художника

В искусстве, еще до прихода в него витебского художника, был широко распространен и сюжет, когда мужчина несет женщину. Был ли Шагал первооткрывателем обратного положения - мужчина на плечах у женщины? "Это не его "изобретение", - уверен Шишанов.

Он предполагает, что Шагал мог подсмотреть эту идею в работах немецкого художника Ловиса Коринта, в частности, на его офорте "Женщины Вайнсберга" 1894 года. Это иллюстрация немецкой легенды, которая описывает осаду замка в XII веке. Император разрешил защитникам крепости выпустить оттуда всех женщин. А им позволил взять с собой самое дорогое, что у них есть. И женщины стали выносить на плечах своих мужчин!

Сюжет "Двойного портрета..." может быть связан и с тем, что у евреев женщина занимает более высокое место, чем мужчина. У этого народа считается, что миссия женщины более трудна, но при этом жена более вынослива, чем муж.

Доминирующая роль женщины показана и на других работах Шагала, сообщил В.Шишанов. В качестве примера он привел картины "Мать у печи" - здесь его отец сидит у ног жены, и "Белла с белым воротничком" - тут она возвышается над карликовыми Марком и Идой.

Витебский исследователь творчества Шагала резюмировал, что картина "Двойной портрет с бокалом вина" лишена какой-то мрачной морали. "Это не эксцентрика. Это образное выражение мысли Шагала, что, несмотря на все тяготы военного времени, они с Беллой счастливы и возвышаются над невзгодами. Это гимн счастью и любви. Мне кажется, это и есть суть этой картины", - пришел к выводу Валерий Шишанов.

←Премьера песни. ByCity — «Не забыла»

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика