Реальный театр
И смех, и слезы, и любовь «Нашего городка»
В культурной столице Беларуси-2014 городе Гродно — два хороших театра: драматический и кукольный. Оба имеют хорошие помещения и хороших режиссеров. Чем удивляют в этот важный для города год?
По характеру творчества Олег Жюгжда и Геннадий Мушперт чем-то близки. В их спектаклях не бывает агрессивности, безобразия, жесткости. Никаких вызовов обществу и экстремизма. Много искренности, света и надежды. Можно сказать, задержавшиеся в нашем времени романтики. Такое театральное искусство формирует хорошую интеллигентную публику и очень полезно для просвещения молодого поколения.
Об успехах театра кукол сказано много. Гродненский драматический театр еще недавно переживал не лучшие времена. Сегодня, с возвращением Геннадия Мушперта, многое изменилось. За последние десять лет с режиссерскими работами Мушперта познакомились жители Санкт-Петербурга. Его постановки в гродненском театре представляли Беларусь на престижных фестивалях «Встречи в России». Его спектакль «Полет над гнездом кукушки» был удостоен престижной премии имени Кирилла Лаврова. Такой награды нет ни у кого в нашей республике. Сегодня Мушперт является главным режиссером Гродненского драматического театра. Он снова приглашен в Санкт-Петербург со своим спектаклем и выводит родной театр на новый уровень.
Свежая работа коллектива «Наш городок» по пьесе американца Торнтона Уайлдера — спектакль добрый, человечный и многонаселенный. На сцене — 20 актеров. На программке — изображение земного шара. В сценографии — маленькие двух- и трехэтажные домики. Типичный провинциальный городок, каких много на Земле. Городок, сосредоточенный на своей внутренней жизни. Пьесе больше 75 лет. Она не устарела, потому что полна благожелательности и внимания к каждому человеку. Ведущий сообщает, что городок ничем не выделяется из себе подобных. В нем нет ни одной знаменитости. С культурой небогато: костел, синагога, аптека, банк, магазин, редакция газеты «Часовой». Двери домов никогда не запирались. Замки появились совсем недавно. А жители всегда были улыбчивы и гостеприимны. Не рыдают, не устраивают истерик даже тогда, когда приходят на кладбище.
Это человеческое достоинство — главная фишка нового спектакля. Режиссер принципиально подчеркивает необходимость нашего внимания к внутреннему миру героев. Простая человеческая жизнь не менее значительна и интересна, чем чья-то звездная, светская. Спектакль полон многомерности и воздуха. Каждый исполнитель виден, и никто не солирует. Юмор добрый. Порок (в виде злоупотребления алкоголем) смикширован сочувствием к несправедливым ударам судьбы. Вся режиссерская изобретательность отдана актерам. Они, в свою очередь, своими эмоциями воздействуют на эмоции публики. И смех, и слезы, и любовь.
В центре сюжета — вечная, бесконечная история двух семей, двух влюбленных, двух потерь. Что-то вроде «Ромео и Джульетты» наоборот. Анти-Шекспир. У великого англичанина семьи Монтекки и Капулетти враждуют, оттого трагична история их детей. В «Нашем городке» семьи Гибсов и Уэбберов дружат. Женят детей по обоюдному согласию, но смерть ни с чем не считается.
Проходят годы. Половина действующих лиц переселяется на кладбище. Они и там продолжают улыбаться. Их больше не волнуют быт и бытие. По-прежнему молодые и красивые, они сидят на удобных стульчиках и продолжают думать, сопереживать тем, кто продолжает жить. Связь с живыми не потеряна. Театр намекает на то, что они стали звездами, что они светят нам, что жизнь вечна. Мир и человек. Это и есть настоящий реальный театр.