Фантазии без регистрации
Гремевший некогда на всю страну клуб сегодня держится лишь на энтузиазме его руководителя
Мы встретились с Александром ЛЕЙКО (на снимке) в не очень подходящее время: у него на руках был только, как он выразился, полуфабрикат. «Вся моя лесная скульптура путешествует по Беларуси, — как бы оправдываясь, говорит он. — Вот сейчас делаю птицу из коряги, которую нашел на улице, думаю, получится интересная подставка для канцелярских принадлежностей».
Вообще-то, цель нашей встречи вовсе не творчество пенсионера-самоучки. О своих работах он вспоминает вскользь. Больше говорит о товарищах по клубу «Природа и фантазия». Вспоминает мастера керамики Ирину Кирилову, владеющую двадцатью пятью видами творчества, художника Анатолия Кривенко, который сорок лет преподавал станковую скульптуру в Белорусской академии искусств, флориста и скульптора Екатерину Новикову, написавшую несколько книг, и многих других. Самым же известным членом клуба была народная артистка СССР Стефания Станюта. Она отводила душу, делая из природного материала бижутерию: колье, браслеты, кулоны и т.д. После смерти великой актрисы ее родственники почти все имеющиеся у них изделия передали Александру Лейко. Не в личную коллекцию. Хотя, признается Александр Александрович, было бы почетно иметь дома, скажем, бусы от Стефании Михайловны. Тем более что Лейко такой подарок заслужил: все ветхие изделия Станюты он реставрировал сам. Но о собственном обогащении думает меньше всего, ему важно, чтобы творения мастеров-любителей шли в массы.
Золотыми временами тогда еще секции «Природа и творчество» были первые годы ее существования — начало 70-х. Выставки проходили не только на главных площадках Минска, но и далеко за его пределами. Однажды работы белорусов даже были представлены на ВДНХ в Москве. Да и позже, в 90-е, когда произошло преобразование в клуб, на судьбу было грех жаловаться. Сегодня же совсем иная ситуация: коллекция из полутысячи работ путешествует исключительно по райцентрам, месяцами «зависая» там в ожидании, пока найдется следующий желающий ее принять, точнее сказать, пока сам Лейко его найдет.
— Раньше все библиотеки в Минске были нашими, — тяжело вздыхая, вспоминает собеседник. — Никто денег не просил. Все были довольны. Читателям интересно смотреть на наши творения, а нам приятно, что кому-то это поднимает настроение.
Нынче все несколько иначе. Во главе — коммерческий интерес. Куда ни ткнись, за аренду требуют деньги. А откуда они у пенсионеров? Ситуацию осложняет и тот факт, что у клуба нет никаких юридических документов. Александр Александрович обил множество порогов, но концов, а точнее, документов о создании секции «Природа и творчество» не нашел. Зарегистрироваться по-новому? Тоже не все так просто. На согласования и запросы нужны суммы, превышающие годовую пенсию энтузиаста. Идеальный вариант — присоединиться к какому-нибудь творческому объединению или учреждению. Лейко и такие попытки предпринимал. Но иногда, говорит, слышал такие слова, что руки опускались: дескать, вы без роду и племени (т.е. самоучки), никому не нужны. Было и несколько положительных ответов. Но они тоже не удовлетворили членов клуба.
— Предложили нам здание на Революционной, 13, — рассказывает собеседник. — Прихожу, смотрю — там информационный центр. Иду по коридору, спрашиваю, где мы можем расположить свои экспонаты? Отвечают: прямо здесь. Предложили, чтобы мы поставили столы, повесили полки и располагались. Но ведь там проходной двор!
Лейко вспоминает, как однажды уже согласился сделать выставку в похожих условиях, так с утра до вечера стоял там, охраняя свое и чужое имущество.
Был еще один вариант — небольшое здание в парке Челюскинцев. Но в старом, сыром бараке изделия из природных материалов храниться никак не могут. А ведь члены клуба мечтают, чтобы у них было не просто хранилище их творений, но и место для встреч, мастер-классов.
Нет, они, конечно, иногда встречаются. Как правило, на открытии выставок в разных городках Беларуси, куда, бывает, приходится добираться на общественном транспорте за свои деньги. Чаще все же мастеров и их произведения перевозят бесплатно. Лейко, человеку открытому и позитивному, районные специалисты идут навстречу, соглашаются принять коллекцию или ее часть. Руководитель любительского объединения ничего не просит взамен, кроме акта приема-передачи экспонатов. А ему в придачу, как правило, дают благодарственное письмо и отзывы восхищенных зрителей.
Это, несомненно, греет душу и вселяет оптимизм: их творчество нравится людям. Но шестьдесят авторов клуба, большинство из которых пенсионеры, рассчитывают еще и на внимание особ в высоких кабинетах. Они ведь не просят гонораров. Наоборот, предлагают свои творения для выставок, на которых могли бы зарабатывать другие. А пока «менеджер» Лейко снова берется за телефон, чтобы предложить очередному райцентру на время забрать коллекцию. Ведь своего дома у клуба уже давно нет…