Заслуженная артистка Республики Беларусь Алена ЛАНСКАЯ: «На «Евровидении» публику нужно удивлять...»
— Алена, как вы считаете, что нужно делать Тео, чтобы превзойти ваш результат на «Евровидении»?
— Много работать. Этот конкурс — большое испытание. В первую очередь хорошая проверка команды, потому что один в поле не воин. Это и финансово затратный конкурс. Возможно, те деньги, которые потребуется вложить, никогда не вернутся в материальном выражении. Поэтому нужно понимать, можешь ли ты себе такое позволить. Плюс много закулисных интриг, ситуаций и факторов, которые не зависят от самого исполнителя… Тео недавно мне звонил, мы с ним должны встретиться, чтобы я поделилась своим опытом. С ним мы знакомы давно, он писал для меня песни. Тео — человек талантливый: делает аранжировки, пишет музыку и тексты. Его композиции исполняют белорусские артисты. Когда я как член жюри голосовала за него, была уверена — Юра опытный исполнитель, у него не дрогнет голос, когда он выйдет на сцену «Евровидения». Он подготовлен для участия в различных пресс-конференциях, умеет справляться со своими эмоциями, что немаловажно.
— Как думаете, на какое место Тео может рассчитывать?
— Конкурс «Евровидение» — непредсказуемый. Нужно понимать, что Юрий может выйти в финал и даже выиграть, а может не выйти даже из полуфинала. К этому нужно спокойно относиться. Это никак не связано с его талантом.
— А может, Юрию Ващуку стоит взять девушку и исполнять песню дуэтом? Будет, наверное, более зрелищно.
— Конечно, надо рассматривать различные идеи для номера. Что касается девушки, то это не мне решать, а организаторам, самому Тео. Текст песни — история от одного лица. Возможно, девушку можно ввести как картинку. Но, безусловно, нужна какая-то изюминка.
— На «Евровидении» публику и жюри нужно удивлять. На ваш взгляд, в каком образе должен предстать Тео в Дании? Может, придумаете, какими фишками можно поразить европейцев?
— Серьезный вопрос. Так как я фанатка «Евровидения» уже на протяжении десяти лет, то, когда увидела Тео, у меня в голове сразу возник образ Паши Парфения, который представлял Молдову. Энергичный, заводной парень. Креативный номер, креативная одежда... Не надо придумывать серьезную историю. Конкурс «Евровидение» проще. Тот же «Славянский базар», если говорить о способностях артиста, намного серьезнее. А здесь — наоборот. Этот конкурс ближе к шоу. Конечно, на «Евровидении», если ты не обладаешь уникальным голосом, должен чем-то удивлять. «Чизкейк» — очень хорошая тема для промопродукции. Более того, я думаю, если кто-то наденет костюм «чизкейка» и будет ходить в нем по Копенгагену, раздавая белорусскую промопродукцию, это привлечет огромное внимание к нашему исполнителю. Анук, например, в прошлом году привлекла внимание тем, что говорила: «А мне все равно». Журналисты не понимали: «Как же так? Как можно так равнодушно относиться к конкурсу?» Анук спела пессимистичную песню, но она этим выделилась.
— Алена, ваше участие в «Евровидении» — бомба. Многие очень позитивно оценивают выступление... Посоветуйте, как молодой группе (поп-рок) пробиться в белорусский шоу-бизнес?
— Как показывает опыт, даже если артист не обладает широким голосовым диапазоном, но талантлив и целеустремлен, то всего может добиться. В качестве примера назову Мадонну. Во время моей поездки в Лондон люди, близкие к окружению певицы, рассказывали, что она составляет список дел на следующий день и четко его придерживается. Такая целеустремленность приводит к успеху. Бывает, что человек обладает диапазоном голоса в пять октав, считает себя безумно талантливым и уверен, что все ему должны подносить на блюдечке. Такой никуда не пробьется, у него нет цели. А бывает, что человеку просто улыбается удача, кто-то помогает. Но как бы одарен ты не был, нужно работать. Сейчас ты талантлив и на вершине, но через год кто-то менее талантливый, но более целеустремленный, благодаря кропотливому труду, обгонит тебя.
— Выступления ваши всегда яркие, зажигательные и неповторимые. Интересно, сколько раз за прошедший год вы исполнили песню «Салео»? В каких конкурсах хотели бы поучаствовать в ближайшем будущем и в каком телевизионном проекте приняли бы участие?
— Честно признаюсь, не считала, сколько раз исполнила песню «Салео». Но много, потому что она яркая и популярная благодаря «Евровидению». В каких конкурсах хотела бы принять участие? К сожалению, или, возможно, к счастью, «Евровидение» — самый яркий конкурс, самая высокая ступень для нашей страны. У нас популярны три конкурса: «Славянский базар», который я уже покорила, «Новая волна» и «Евровидение», до конца мной не покоренное. Возможно, когда-нибудь захочу попробовать себя на «Новой волне» — для пиара, как это делает большинство...
— А может, по примеру Димы Билана, через несколько лет еще раз примете участие в «Евровидении»?
— Если со мной будет такая же профессиональная команда, как в прошлом году, то могу ехать куда угодно. Потому что с ней мне посчастливилось полностью заниматься творчеством, не отвлекаясь на бытовые и прочие проблемы.
— Алена, спустя год, оглядываясь назад, что бы вы сделали по-другому в своем выступлении и подготовке к «Евровидению»?
— Проходит время, творческий человек постоянно стремится к совершенству, работает над ошибками. Но в той ситуации, в которой я была на конкурсе, все возможное мы, наверное, сделали. Все, что можно было исправить, исправила в финальном выступлении. Кто-то говорит, что мое выступление в финале лучше, чем в полуфинале. Я тоже так думаю. В моей команде был хореограф, который говорил, что должна делать так и только так. Человек я послушный, доверилась специалисту. Но когда посмотрела свое полуфинальное выступление, в финале решила сделать по-своему, и получилось намного ярче.
— Почему ваше платье для выступления на «Евровидении» было коротким? Сантиметров бы на десять длиннее — и выглядело бы элегантнее. Или каждый лишний сантиметр утяжелял его? Слышали, что оно прилично весило.
— Да, платье было тяжелым — весило около шести килограммов. И чтобы в нем комфортно себя чувствовать и хорошо двигаться, нужно было заранее его надевать, чтобы тело привыкло. Нарядом занимались профессионалы, работавшие с Бритни Спирс, Бейонсе, Ани Лорак. Это было не просто концертное платье… В прошлом году конкурсанты из тридцати девяти стран приняли участие в «Евровидении». И надо было выделиться из общей массы, привлечь к себе внимание. Это же советовал Филипп Киркоров. Он говорил, что надо дать повод, чтобы о тебе говорили, должна быть какая-то зацепка. Опытные люди из моей команды это прекрасно понимали… Да, платье действительно было коротким и вызывающим. Кому-то оно понравилось, кому-то — нет. Мне в нем было удобно танцевать. Более того, платье меня постоянно держало в тонусе — я много времени проводила в тренажерном зале.
— Голосовал за вас на «Евровидении». Безусловно, ваш номер считаю одним из лучших в Мальмё и лучшим от Беларуси. Как повлияло «Евровидение» на вашу жизнь и оправдал ли конкурс ваши ожидания?
— Как показывает опыт Димы Билана, ему хватило двух раз, чтобы понять, что нужно для победы на «Евровидении», и в результате сделать это. Что касается меня… Если будет хорошая команда, хорошая песня, с удовольствием приму участие. Но уже поставлю цель занять место выше шестнадцатого. Как изменилась моя жизнь? После конкурса стало больше свободного времени, которое можно уделить своим родным и близким… Много выступлений, концертов. Меня часто узнают, и не всегда это радует. Надеваю шапку, очки, шарф, чтобы скрыться, и иду в магазин за молоком для кошки…
— На «Евровидение» вы везли внушительный промопакет. Побывав в Скандинавии и узнав о предпочтениях ее жителей, что посоветуете Тео взять в Копенгаген. И вообще, какую роль на этом конкурсе играет промопродукция?
— Все говорили, что конкурс прошлого года был очень скромным, экономным… Из тридцати девяти стран только пять проводили вечеринки. Использовали ее как повод показать, что в нашей стране есть замечательная продукция, вкусный зефир, конфеты. Мы многое можем и умеем. Наша промопродукция разошлась быстро, стояли очереди за конфетами, сладостями, открытками. Было приятно, что после вечеринки журналисты нас благодарили… На следующий день на церемонию открытия конкурса я шла по красной дорожке в платье белорусского дизайнера. Была возможность выйти от Кавалли за 1500 евро, но его платье проигрывало. Когда меня спрашивали, чей это наряд, с гордостью отвечала: это работа белорусского дизайнера…
— Какие у вас планы на этот год? Будете ли радовать нас своими клипами и новыми песнями?
— После «Евровидения» мы выпустили англоязычный альбом под названием Solayoh. Так получилось, что когда мы выбирали песню для конкурса, авторы присылали не по одной композиции, а по нескольку. Песни хорошие, красивые, и мы решили записать альбом. Презентация состоялась 31 декабря, за двенадцать часов до Нового года. Перед этим на песню Speak британского композитора Джеймса Ипа сняли клип. Так как у нее существуют русско- и англоязычные версии, то одновременно мы сняли и два клипа, наверное, впервые в Беларуси. Кому-то нравится англоязычная версия, кому-то русскоязычная… Клип снимали в Несвижском замке, в замке Четвертинских, в фитнес-центре Макса Мирного…
— Вы смотрите биатлон? Дарья Домрачева выиграла «золото» на Олимпиаде в Сочи!
— Я тоже радовалась. Эта победа сплотила всех белорусов, что мне как патриотке своей страны особенно приятно. Это, конечно, медаль Даши, но все-таки и белорусов, потому что это наша первая золотая медаль на Олимпиаде в Сочи. Не могу сказать, что слежу за достижениями Даши, но в курсе, что у нее были и промахи, и неудачные старты. Она — пример человека, который, постоянно работая над собой, исправляя свои ошибки, приходит к заслуженной награде. Искренне рада за Дашу. Удачи ей…
Подготовила Вера ГНИЛОЗУБ, «СГ»