Начинал «вариться в кинокотле» я здесь, в Беларуси
14 февраля представителю одной из самых достойных актерских династий нашей страны — народному артисту России Николаю Еременко-младшему исполнилось бы 65 лет.
Признаюсь, долгие годы я не была поклонницей его таланта, хотя безоговорочно признавала сыгранного им Жюльена Сореля в «Красном и черном» по роману Стендаля режиссера Сергея Герасимова. Старалась смотреть все фильмы с участием актера из чувства патриотизма — ведь свой, из Беларуси, невольно сравнивая с работами на сцене Купаловского театра и на экране его отца — Николая Еременко-старшего.
Познакомились мы с Колей при подготовке передачи о народном артисте СССР Николае Николаевиче Еременко в студии Белорусского телевидения в 1988 году. При первой же встрече он поразил меня искренностью, ироничным умом (совсем как у мамы — народной артистки Беларуси Галины Александровны Орловой) и умением мыслить в кадре.
О самых ярких впечатлениях детства и влиянии родителей на выбор профессии Николай рассказывал так: «Я вырос в актерской семье. Родителей больше видел на сцене. Время было послевоенное: еды мало, но в доме всегда были книги.
Помню, в Коласовском театре отец играл в спектакле о защитниках Брестской крепости героя, который по тогдашней версии был единственным оставшимся в живых. В конце спектакля «немцы» поднимали отца на штыки. Я смотрел на все это, как послевоенные пацаны. И когда отец приходил домой, снимал рубашку и показывал мне раны от этих штыков — впечатляло и влияло (какие там гвозди, на которых спал Рахметов).
…В первый раз в жизни поехал на съемки с отцом. Он снимался на «Беларусьфильме» в кинокартине «Впереди — крутой поворот». Так что начинал «вариться в кинокотле» я здесь, в Беларуси. А уж когда Еременко-старший встретился с Сергеем Герасимовым и сыграл у него, и я начал бредить этим режиссером. Тогда окончательно и оформилось желание попробовать себя в этой страшной профессии — актер. Ту энергию, которую вложил в него Герасимов, отец передал мне по наследству… Отец, обладая твердым характером и верой, научил меня жить не озираясь.
Дома мы всегда все говорили друг другу честно, резали в глаза правду-матку. За это я благодарен родителям. Стараюсь быть искренним, порядочным человеком, как они оба. Это так важно в наше время».
Меня восхищало его честное признание, что во ВГИК он поступил по блату: потому что отец снимался у Герасимова. Но любимым учеником мастера (Коля — единственный, кого режиссер снял в пяти своих фильмах: «У озера», «Любить человека», «Красное и черное», «Юность Петра», «Лев Толстой») стал, вероятно, потому, что имел желание научиться, умел публично размышлять и не был способен на предательство. И еще Герасимов больше всего ценил в актере ум.
Вспоминается 1991 год, Третий фестиваль актеров советского кино «Созвездие» в Твери. В конкурсе — Николай Еременко-младший в роли графа Орлова в фильме «Царская охота». Коля тогда впервые приехал на «Созвездие». У тех, кто видел картину до фестиваля, не было сомнения: из всего представленного у Емеренко — лучшая мужская роль. По моим наблюдениям, и актер верил в это, но все же заметно волновался.
С мнением жюри, не отметившего одну из лучших работ народного артиста России (исполнение им роли графа Орлова по манере можно сравнить с работой Джека Николсона — любимого актера Коли — в «Полете над гнездом кукушки»), не согласны тогда были многие из участников и гостей фестиваля. Я с болью наблюдала за Николаем. Он понимающе (снисходительно) улыбался, ерничал, и только глаза выдавали «душу раненого зверя» (выражение самого актера). Как истинный Мастер и человек с достоинством, он по-мужски умел держать удар.
Храню в памяти случайные встречи и разговоры с ним в Москве на международных кинофестивалях и на улицах родного Минска. Здесь Николай — солнечный, открытый, чуткий, добрый, приветливый. И совсем другой с окружающими в Москве: держится холодно, даже чопорно. Долго не могла понять причины разительных перемен. Рискнула спросить.
«Москва не располагает к открытости. Минск — дом, родник… Москва многое дает человеку, но… Уважаю себя за то, что Москва не смогла выхолостить в моем характере духовные качества, заложенные родителями, то лучшее, что я впитал, живя «в провинции». Все лучшее в моем характере заложила именно провинция».
Вскоре после завершения съемок фильма «Подари мне лунный свет» Николая пригласил Андрей Максимов на передачу «Ночной полет», которая выходила в прямом эфире на Российском телевидении. Было много звонков, много разнообразных вопросов. Разговор получился яркий, глубокий, проблемный. В конце ведущий признался, что и он, и зрители открыли для себя неожиданного Еременко-младшего — неординарную, мыслящую личность.
После телеэфира артисту с благодарностью позвонил Григорий Чухрай, а Галина Волчек предложила сыграть на сцене «Современника» Вершинина в «Трех сестрах» А.П. Чехова и главную роль в спектакле, который она готова была ставить специально для него.
Коля попросил разрешения подумать. И через три дня… отказался: кино — его стихия, здесь он профессионал, а театр — другая профессия.
…Не я одна не отхожу от экрана, когда показывают фильмы с участием Николая Еременко-младшего. С его уходом на Земле стало меньше достоинства, мужества, красоты и ума.