«ПлаSтформа». Экспериментальный театр ищет место в культурном контексте
С 10 по 16 февраля в Минске пройдет второй открытый форум пластических и экспериментальных театров «ПлаSтформа Минск-2014». Первый форум, который состоялся в прошлом году, вызвал заметный интерес у столичной публики и театральных критиков. В этом году форум вырос, увеличилось количество партнеров и площадок.
Впервые к нам приедут зарубежные гости — Teatr Formy из польского Вроцлава. Было решено сохранить обсуждения спектаклей сразу после их окончания, а также расширить и углубить секцию мастер-классов с участием белорусских и польских специалистов.
О новшествах и проблемах фестиваля его организаторы Вячеслав Иноземцев (пластический театр «ИнЖест», Минск), Александр Тебеньков (танц-театр «Галерея», Гродно) и Инна Асламова (группа Quadro, Гомель), а также театральные критики Алексей Стрельников и Светлана Улановская рассказали сегодня на пресс-конференции.
«ПлаSтформа» — уникальное явление для Беларуси
В этом году организаторы форума заручились поддержкой Центра визуальных и исполнительских искусства «Арт Корпорейшн», а также Министерства культуры Беларуси. Благодаря интересу к мероприятию Института польского стало возможным пригласить к участию польский коллектив.
Базовая сцена фестиваля в этом году — Дворец культуры железнодорожников. Новой площадкой станет Молодежный театр эстрады; он будет удобен тем, кто предпочитает более камерную атмосферу. Третья площадка — галерея современного искусства «Ў», где состоится заключительная дискуссия в рамках форума.
«Мы хотим сделать фестиваль «ПлаSтформа» традиционным, — отметил Вячеслав Иноземцев. — Рост у форума есть, мы развиваемся. Фестиваль проходит на протяжении не пяти, а шести дней. В этом году мы постарались собрать все наиболее значимые группы, проявившие себя в области пластического театра. В этом году проходил отбор групп, поступило много заявок, и нам пришлось отсеивать коллективы».
В форуме примут участие такие белорусские коллективы как пластический театр «ИнЖест», экспериментальный театр T(e)=Art, театр танца «Каракули», театральная лаборатория Fortinbras, Skvo's Dance Company, театр-студия современной хореографии Дианы Юрченко (Витебск), студия современного танца «Параллели» (Витебск), Laboratory Figures Oskar Schlemmer (Могилев), группа современной хореографии Quadro (Гомель), танц-театр «Галерея» (Гродно).
«ПлаSтформа» — довольно уникальное явление, поскольку фестивалей такого формата у нас больше нет, — рассказал Александр Тебеньков. — Есть театральные фестивали, есть Международный фестиваль хореографии в Витебске, но также есть много вещей, которые не вписываются в контекст этих фестивалей. Я надеюсь, что мы занимаем и будем занимать свою нишу, и это будет достаточно интересно. Наш фестиваль достаточно эклектичный, у нас разные стили, а почему нет?.. Пускай распускается сто цветов! Мы договорились, что для нас основным критерием является театр. Это не просто движения, в этом что-то еще должно быть».
Говоря о формате форума, балетный критик и исследователь современного танца Светлана Улановская отметила, что такой форум создает необходимые условия и стимул для развития в Беларуси экспериментальных театров:
«Этого очень не хватает белорусскому театру. Здесь нет конкурса, все участники выступают на равных, на паритетных отношениях, что мне кажется очень важным. В прошлом году был заявлен диалог участников между собой, диалог аналитический, разнообразные дискуссии, обсуждение спектаклей после его окончания. Также важна и образовательная составляющая — организаторы делают практические и теоретические мастер-классы. Демонстрация работ, аналитическая рефлексия и образовательная составляющая — это то, на чем сегодня держатся все театральные фестивали в мире».
Важно, чтобы экспериментальный театр нельзя было игнорировать
Во время общения с журналистами организаторы и участники форума затронули актуальную проблему отсутствия в Беларуси института культурных менеджеров, а также отсутствие у нас экспериментального театрального искусства как такового.
Александр Тебеньков считает нехватку культурных менеджеров основной проблемой, поэтому «чтобы что-то провести, нужно вывернуться на изнанку. Невозможно заниматься одному человеку всем одновременно. Должны быть люди, которые целенаправленно и грамотно этим занимались бы. Формально у нас существуют институты, где готовят менеджеров в сфере культуры, но я говорю о том виде, в котором это должно быть, но пока что нет».
Театральный критик Алексей Стрельников затронул еще одну проблему, с которой сталкиваются представители театрального и танцевального искусства Беларуси: «Очень важно, чтобы альтернативный, андеграундный театр в Беларуси окреп, и его невозможно было игнорировать. Нужно, чтобы внутри самой этой среды возникли связи, взаимодействия».
Ольга Скворцова (Skvo’s Dance Company) в ответ на ремарку Алексея выступила с предложением сесть за круглый стол и создавать театрально-танцевальное направление вместе: «Может быть, нам нужно сесть и поговорить? Приостановить производство своих собственных шедевров, обменяться танцорами и совместно создавать собственную лабораторию?.. Мы все затюканы в творческом кризисе, в информационном вакууме. Нам всем нужно перемешаться. Возможно, именно этому стоит посвятить два-три года».
Завершая разговор о форуме, его проблемах и перспективах, Светлана Улановская обратила внимание журналистов на то, что «белорусский зритель все еще оценивает театральные произведения по старинке — с точки зрения завершенности композиции, законченности мысли. Но эти критерии во всем мире давно не работают. Часто спектакль — это процесс, это работа-исследование, создателей не интересует выстроенная драматургия. Здорово, что в этом году в рамках фестиваля будут представлены такие спектакли».
Организаторы «ПлаSтформы» надеются, что форум будет способствовать развитию театрально-танцевального искусства в Беларуси, и что благодаря неравнодушной публике вскоре понятие «экспериментального театра» прочно войдет в наш культурный контекст.
Ася ПОПЛАВСКАЯ