Белорусы плохо ходят в музеи. Почему?
Основные проблемы белорусских музеев сегодня — низкая интерактивность, несовременность и малое количество информации о них в СМИ. Музеям нужно искать новые пути работы с аудиторией. Так считает искусствовед Сергей Харевский.
Фото Anna Samarskaya
Бороться со стереотипами
Как показал проведенный Naviny.by небольшой интерактивный опрос (в нём приняли участие 240 человек), любителями музеев себя могут назвать только 7%, время от времени на интересные мероприятия и выставки ходит 60%, только если кто-то из знакомых будет настаивать, тогда в музей пойдут 23%, а вообще не посещают музеи 10% участников опроса.
Возможно, любовь и интерес к выставкам и музейным экспозициям нужно прививать с детства. Однако в нашей стране зачастую к благой цели стремятся так настойчиво, что результат оказывается прямо противоположным.
Одна из участниц опроса Татьяна рассказала, что у нее прохладное отношение к музеям культивировалось годами: «У нас в деревне был один музей, и мы с первого по одиннадцатый класс ходили туда на экскурсию. На осенних, на зимних, на весенних каникулах. 11 лет назад окончила школу, а слово «музей» ассоциируется с каким-то насилием над отдыхом».
Пример того, что детям в музее может быть интересно, можно найти в отзывах на странице Национального художественного музея. «Сегодня наши дети, учащиеся НШ 39 г.Минска посетили ваш чудесный музей. Хотим выразить самые искренние слова благодарности экскурсоводу, которая вела экскурсию с 4 классом. Экскурсия настолько впечатлила детей, что они пожелали прийти в музей еще, — пишет Каролина Александровна. — Спасибо вам за доступность, логичность, простоту подачи информации, за умение увлечь детей в искусство. Обязательно посетим ваш музей ещё! Большое спасибо!».
То есть стереотипы, что музеи — это для школьников и туристов, легко преодолеваются, стоит лишь самим музеям приложить для этого немного усилий и фантазии.
Если об искусстве не говорят в школах, то откуда у музеев будут посетители
Кстати, весной мы ожидаем большое количество туристов, узнать о столице они могли бы в музее истории города Минска. Однако планов его работников музея на этот период до сих пор нет.
Как рассказала Naviny.by ведущий научный сотрудник Юлия Ковалева, основная интерактивная акция — Ночь музеев, которая проходит только раз в году. «В нашем музее маленький штат и один только научно-фондовый отдел, поэтому такой работой пока заниматься некому. Мы формируем только экспонатуру», — отметила Юлия Ковалева.
Недостаточное финансирование сдерживает развитие интерактивных возможностей в Музее истории и культуры евреев Беларуси. Как рассказал директор музея Вадим Акопян, возможность вовлекать аудиторию — это замечательно, «но пока мы только занимаемся обновлением экспозиции на более современную».
«Я думаю, это обязательно должно быть, когда человек может частично управлять выставкой. Аудиогиды, видеоматериалы — это должно быть, чтобы посетитель мог выбирать, ведь история евреев в Беларуси гигантская, и за один визит все посмотреть невозможно», — отметил Акопян.
Многие музейные технологии, на которые в других странах уже и не обращают внимания, настолько они давно используются, у нас все еще считаются достижением.
«Мы — единственный музей в Беларуси, который полностью оснастил экспозицию аудиогидом», — рассказал заместитель директора Национального исторического музея Александр Хромой.
«К июню мы открываем передвижную выставку, посвященную столетию начала Первой мировой войны, где планируем новинки, которых в Беларуси еще нет», — отметил замдиректора музея. Однако на просьбу рассказать об этих уникальных новинках, Александр Хромой сказал, чтобы мы присылали в музей официальный запрос, который будет рассмотрен в соответствующем порядке. Вот она, работа с информированием аудитории!
У Музея современного изобразительного искусства большие планы. В прошлом году у них появились программы не только для взрослых посетителей, но и для детей. Как рассказала научный сотрудник отдела выставок Анна Самарская, скоро начнутся занятия для всей семьи.
«Мы продолжаем расширять нашу аудиторию и работать с семейным сегментом. Прошлый год мы закончили семейным фестивалем, где предлагали детям и родителям вместе создавать арт-объекты. Весной мы запустим ряд мастер-классов с белорусскими художниками. Они будут показывать специальные техники, знакомить ребят с творческим производством, материалами и покажут, как можно самовыражаться через искусство», — рассказала Анна Самарская.
На весь июнь музей превратится в площадку детского творчества.
Будет ли музей «выходить в город», пока не известно. Зато работники музея решили учить посетителей, как правильно понимать современное творчество. «Мы будем организовывать лекции, чтобы зрители могли не только созерцать, но и понимали непростой язык современного искусства», — отметила Анна Самарская.
Она уверена, что посетителям следует быть подготовленными к тому, что они видят. И это касается не только современного искусства.
«После того, как в школах отменили такой предмет, как МХК, мы теперь, как можем, стремимся этот пробел восполнить. Ведь если в школах не преподают, что такое искусство, то откуда же будут посетители. И как люди вообще могут этим заинтересоваться», — говорит научный сотрудник.
Она также отметила, что, несмотря на изменения в школьной программе, современное искусство становится популярным: «Если еще пять лет назад мы в Минске практически не слышали даже само словосочетание «современное искусство», а музей ассоциировался с пыльными полками, то теперь у публики есть интерес, есть спрос, и поток людей стал больше».
Советский подход надо менять
Отмечают увеличение количества посетителей музеев и в Министерстве культуры.
Как сообщил заместитель начальника управления учреждений культуры и народного творчества Дмитрий Шляхтин, за 2012 год количество посещений белорусских музей составило 5 млн. 724 тыс. человек, а это на 43% больше, чем в 2010 году.
«Материально-техническая база — это только треть, две трети — это пути подачи информации, понимание того, для чего это нужно и что мы в результате хотим получить, — отметил Дмитрий Шляхтин в комментарии для Naviny.by. — Если говорить о том, чего не хватает, то, наверное, оперативности, особенно в регионах. Эту проблему мы регулярно поднимаем и перед республиканскими музеями, стараемся проводить разные программы, тренинги, чтобы люди понимали, что интересно аудитории, как с ней лучше работать».
По словам замначальника управления учреждений культуры и народного творчества, «на местах, как правило, используется еще советский подход к работе, а его надо менять. Тем более что сейчас условия этому способствуют».
«Нельзя просто составить выставку и сидеть и ждать, что кто-то на нее придет — это не вариант, — считает Дмитрий Шляхтин. — Нельзя сказать, что никто этим не занимается, но нужна система и стратегия в каждом отдельном музее. Какие-то итоги по общей стратегии мы подведем в сентябре, общие выводы будут по окончанию республиканской программы «Культура Беларуси» в 2016 году».
Определенные выводы будут сделаны и по итогам традиционного республиканского форума работников музеев. Как отметил Дмитрий Шляхтин, это мероприятие также позволяет определить, на каком уровне сейчас находятся музеи и обменяться опытом с зарубежными коллегами.
«Мы приглашаем зарубежных экспертов, чтобы был взгляд со стороны, чтобы понять, насколько наше музейное дело соответствует общемировым тенденциям», — подчеркнул Шляхтин.
Специалист также отметил, что музейное дело всегда находится в состоянии развития. Нынешние белорусские музеи сравнивать с зарубежными не всегда корректно, потому что «тут нужно учитывать и тот факт, что музеи достаточно длительный период развивались в поле советской идеологии, и если взять отправной точкой 91-й год, то получается, что наша музейная сфера еще молодая».
Говоря о музейных фондах, в которых хранятся редко выставляемые, но не менее ценные экспонаты, которые могли бы привлечь новых посетителей, Дмитрий Шляхтин отметил, что мировая практика — экспонирование 10-15% от того, что есть в хранилищах.
«На то постоянная экспозиция и постоянная — она очень слабо меняется. Она отражает собой суть каждого музея: что у него должно быть, его тема и профиль. А для того, чтобы показывать как можно больше предметов, есть временные выставки, которые могут быть как на базе музея, так и передвижным продуктом. У нас такая практика есть», — рассказал Дмитрий Шляхтин.
Кроме того, отметил специалист, количество экспонатов постоянно растет: «С 2010 года рост составил 10%. Но опять же, нужна системная работа музеев, чтобы создавать разные выставки, интересные аудитории. То есть ловить конъюнктуру за хвост, предлагать посетителям то, что они хотят, а потом снова отправлять предметы в хранилище. Как делает сейчас Национальный художественный. Вот на Ночь музеев они показывали уникальные предметы — и работы по эскизам Пикассо, и Леже, люди их увидели, теперь эти экспонаты в запасниках. Поэтому говорить, что уникальные вещи лежат мертвым грузом — это неправильно», — считает Дмитрий Шляхтин.
Замначальника управления учреждений культуры и народного творчества отметил, что и музеи, и Министерство культуры делают многое для того, чтобы люди знали о новых мероприятиях и выставках — дают рекламу на телеканалах, размещают ее на билбордах, на растяжках над проезжей частью.
«Перефразируя классика, хочется сказать: не спрашивай, что музей сделал для тебя, спроси, что ты сделал. Какие были ваши какие-то подвижки, чтобы узнать, чем вообще живет эта сфер?» — сказал Дмитрий Шляхтин, подчеркнув, что на определенный уровень музейной культуры человек должен выйти самостоятельно.
Мария ГРИЦ