Картины бездомного художника Валерия Ляшкевича выставлены в Минске
15 января в арт-кафе Национального художественного музея Беларуси было как никогда людно. Работники музея признались, что ожидали в два раза меньше людей. Все, затаив дыхание, ждали начала презентации фильма о гомельском художнике, который вот уже двадцать лет живет на улице. Когда тепло, спит на лавках в парках, когда холодно — на вокзалах.
После презентации документального фильма «Перекресток» о необычном талантливом художнике зрители познакомились с его работами — впервые в главном музее страны выставлена экспозиция работ Валерия Ляшкевича.
Валерий Викторович Ляшкевич. Художник. Родился в поселке Чкалово Гомельского района в 1950 году. В 1980-1990 годы проходят его персональные выставки в разных российских городах, в том числе в Санкт-Петербурге, а затем и на родине, в Беларуси. |
Начало мероприятия задерживается. Как только художник Валерий Ляшкевич появляется в холле музея, его тут же окружают журналисты и не отпускают, пока он не ответит на их многочисленные вопросы.
Валерий Ляшкевич терпеливо общается с прессой и до презентации фильма и открытия выставки, и после. Это не удивительно, ведь он любит разговаривать с людьми. «Я единственный сегодня художник, столько разговаривающий со зрителями», — подчеркивает улыбчивый голубоглазый старичок.
В фильме «Перекресток» режиссера-постановщика Анастасии Мирошниченко запечатлен один год из жизни художника. Его творческие мастерские — зал камер хранения железнодорожного вокзала, лестничная клетка или просто бетонная плита на улице.
«За внешней стойкостью и бескомпромиссностью художника Валерия Ляшкевича не сразу удается разглядеть драму бесконечно одинокого человека. Сменяются времена года, проходят мимо люди и судьбы, а его жизнь замерла на перекрестке…» — отмечают создатели картины.
Фильм длится больше часа. Многие зрители после его просмотра отмечали, что лента неоправданно затянута, одни и те же планы, часто не несущие никакой информации, повторяются по пять-шесть раз. Если бы фильм сократить минимум на половину, а то и две трети вырезать, было бы гораздо лучше.
Художник утверждает, что он, оставшийся без дома, без семьи, без средств к существованию, счастливее многих людей, у которых есть машины, квартиры и дачи: «Люди думают, что если я лишен удобств, жилья, то они лучше, достойнее меня. И так думают не только академики, которые стесняются меня, но и те, кто ничего не достиг… Они думают, что счастливее меня, но это не так».
И все же Валерий Ляшкевич признается, что вести такой образ жизни очень непросто: «Думаете, легко спать на улице? Когда думаешь, что с тобой любой может сделать все что угодно? Я никогда к этому не привыкну».
А потом откровенно говорит о тяжком бремени одиночества: «Даже если человек гений и наплодил картин как детей, это не оправдывает, что он один. В таком возрасте очень трудно быть изгоем. Даже если у меня есть успех, кто обрадуется ему кроме меня? Никто…».
Как талантливый художник стал бездомным? Когда он был школьником, умер отец, на первом курсе он лишился матери, старшая сестра помогала ему несколько лет, но потом тоже покинула этот мир.
«Я 13 лет прожил в Ленинграде, учился там. В 1996 году решил вернуться на родину, в Беларусь. Приехал в родную деревню, но брат не пустил меня, сказал, что этот дом принадлежит его детям. И я стал жить на улице», — рассказывает художник.
Путь художника-символиста Валерий Ляшкевич выбрал тоже не случайно и отнюдь не потому, что любит это направление в искусстве: «Меня подтолкнули к этому условия жизни. Такие картины не требуют сложных и дорогих материалов, малыми изобразительными средствами могу добиться большей выразительности. К тому же, в случае чего, я могу быстро собрать папку и карандаши, и выйти».
Картины художника написаны в основном карандашами и акварельными красками, но даже для этих простых средств нужны деньги. Их Ляшкевич зарабатывает, развешивая свои картины и репродукции прямо на кустах в родном Гомеле или же на остановках Санкт-Петербурга, куда добирается автостопом.
Репродукции своих работ художник-символист отдает по символической цене: от двадцати до ста тысяч белорусских рублей — на усмотрение покупателя. У девушки, которая за две оригинальные картины протянула художнику триста тысяч, он спросил: «А это не много для вас будет?», и попытался вернуть ей часть денег…
«Я своими картинами, разговорами с людьми сею живой язык прямо в душу людям. Вспахиваю поле души человека, чего не делают искусствоведы на выставках. Там только общие слова, помпезные речи. Живой язык не доходит до людей», — поясняет суть своего творчества Валерий Ляшкевич.
«Наша страна умирает изнутри — нужно бить тревогу!» — обращается он к молодежи, которая рассматривает его работы.
«Кто понимает эту глобальную философию?» — спрашивает у художника проходящий мимо мужчина. «Нужно любить то, что делаешь. Если не любишь, то никогда не поймешь», — отвечает Ляшкевич.
Несмотря на все тяготы и лишения, Валерий Ляшкевич с оптимизмом смотрит на жизнь, искренне любит ее. У него нет обиды и озлобленности на людей. Свои удачные картины он в шутку называет «шедевриками». Разговаривает немного распевно, плавно и не спеша, произнося то неудобное, но важное, от чего многие из нас бегут в ежедневной суете.
«Это я по годам старый, а в душе я мальчишка совсем», — улыбается художник.
Для нас перекресток — это место выбора своей дороги, начало пути. Для Валерия Ляшкевича перекресток — точка, в которой он застыл: «Я нахожусь в центре перекрестка и уже 20 лет остаюсь недвижимым».
Говоря о том, что же ему на самом деле необходимо, Ляшкевич признался: «Я был бы доволен, если бы получил возможность творить и общаться с людьми». То есть, делать то, что он уже делает на протяжении многих лет. Творить и общаться. Говорить картинами и словами.
У всех, кто хочет посмотреть вживую, как пишет человек без дома и родных, о чем он думает в своих работах, совсем немного времени: выставка продлится менее двух недель, до 27 января.
Ася ПОПЛАВСКАЯ, фото автора