Воскресшая легенда
21.12.2013
—
Новости Культуры
Ученые считают, что у слуцкого пояса великая миссия
Когда пишутся эти строки, все, кто причастен к возрождению производства слуцких поясов, находятся в томительном ожидании. Вот-вот с ткацкого станка на фабрике «Слуцкие пояса» Государственного производственно-торгового объединения «Белхудожпромыслы» снимут первый настоящий золототканый пояс — точную копию древнего оригинала. Затем драгоценное изделие привезут в Минск, где специалисты Научного экспертного совета по отнесению образцов продукции к аналогам, копиям и художественным стилизациям — так он называется — оценят работу мастеров, и, если замечаний не будет, ткачи тут же приступят к воссозданию еще одной реликвии. Ведь по Государственной программе возрождения технологий и традиций изготовления слуцких поясов и развития производства национальной сувенирной продукции «Слуцкие пояса» до конца года должно быть изготовлено два пояса.
— К возрождению производства, прославившего когда-то белорусскую землю, причастны многие специалисты, — говорит заведующий отделом, директор Музея древнебелорусской культуры Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси, лауреат премии Президента Беларуси деятелям культуры и искусства, кандидат искусствоведения Борис Лазуко. — Это и ученые-этнографы НАН Беларуси, собиравшие и изучавшие раритетные изделия, создававшие концепцию их реставрации, и наши коллеги из Витебского государственного технологического университета, разработавшие уникальный компьютеризированный ткацкий станок, изготовленный затем в Германии фирмой «Мageba», и настоящие подвижники этого исторического проекта — специалисты фабрики «Слуцкие пояса», сумевшие освоить невероятно сложное, как выяснилось, производство. Ведь мастера, работавшие в XVIII веке по оригинальным технологиям ткачества, не оставили никаких описаний, и все их секреты приходилось раскрывать шаг за шагом, изучая характер переплетения нитей в дошедших до наших дней образцах.
Например, оказалось, что плоские золотые или серебряные проволочки не просто чередовались с шелковыми нитями, а обвивали их, что после проглаживания пояса специальными катками позволяло придавать ткани вид будто отлитого из драгоценного металла изделия. Такие пояса назывались «литыми» и ценились особенно высоко. Так вот, чтобы достигался именно этот эффект, нужно было научиться использовать обвитые проволочкой нити именно таким, одним единственным способом, который был найден после многих проб и ошибок.
Подводные камни ждали опытных специалистов на каждом шагу и даже там, где их вроде бы вовсе не должно было быть. Не сразу удалось добиться нужной ширины пояса — 35 сантиметров, хотя станок работал вроде бы исправно. По технологии в его основе навивалось 1100 нитей (как в оригинале XVIII века), а на выходе ширина почему-то получалась 33,5 сантиметра. И чтобы ткань в процессе производства не усаживалась, пришлось вносить изменения в программное обеспечение, изобретать особые технологические приемы, учитывающие особенности поведения нитей при таком их переплетении.
Кроме того, долго не удавалось получить чистые цвета, как в оригинале. И все по той же причине. Из-за сложности воспроизведения техники переплетения «броше» на современном оборудовании трудно было прятать «ненужные» в данный момент нити глубоко в ткань, и они выглядывали из-под верхнего слоя, нарушая тон цвета. Когда же необходимого эффекта удавалось добиться, то оказывалось, что ткань получалась слишком жесткой. Но, в конце концов, после множества экспериментов и после нескольких безуспешных попыток провести через строгий научный совет результаты технологических изысканий справились и с этой, и с другими проблемами.
Последние пробные фрагменты пояса, которые у самих ткачей уже не вызывали вопросов, директор фабрики Лариса Тарасова привезла в Минск на научный совет совсем недавно — в конце ноября и, чтобы сохранить интригу, никому не показывала образцы до тех пор, пока все эксперты не собрались. И действительно, на этот раз сюрприз удался: работа заслужила самой высокой оценки.
Конечно, воссоздание на новом уровне старинной технологии — огромный успех ученых и специалистов. Но теперь необходимо решить еще более сложную задачу: как ввести в современную жизнь легендарный белорусский бренд? Ведь давно уже ушли в прошлое те костюмы с жупанами и кунтушами, с которыми пояса носились. Нет шляхты, которая готова была выложить состояние за драгоценный «прикид» — свидетельство зажиточности и успешности. Да, можно наплодить немало великолепных копий слуцких поясов, но кто их будет покупать? И по карману ли окажется такая покупка?
— Надо отдать должное разработчикам государственной программы, отразившим в этом документе широкий спектр проблем, связанных с возрождением традиций слуцких поясов, — говорит Борис Лазуко. — В первую очередь пояса предназначены для музейных экспозиций, где станут свидетельством высокого уровня культуры и ремесел, богатства исторических традиций наших предков, будут работать на воспитание самосознания нации. Это великое дело — научить людей ощущать историю, гордиться прошлым своей земли, чувствовать, что у нас есть достойное место в контексте мировой культуры. Кроме того, слуцкий пояс — это прекрасный представительский подарок, который может вручаться официальным делегациям, посещающим нашу страну, преподноситься при государственных зарубежных визитах правительственных делегаций. Поэтому, чтобы событие было запоминающимся, предстоит еще поработать над упаковкой такого подарка, ритуалом дарения. Но у слуцкого пояса должна быть и другая жизнь, более приземленная, связанная с его художественной стилизацией. Фрагменты древних узоров должны воспроизводиться на самой разной основе. Например, это могут быть ткани, покрывала, салфетки, декоративные панно, шкатулки, гобелены, витражи, элементы одежды, галантерейные изделия, ювелирные украшения, бижутерия, средства оформления интерьеров, посуда. Здесь нужно только соблюдать меру и доверить эту миссию профессиональным художникам-дизайнерам, которые позаботятся о том, чтобы наше национальное достояние было представлено эффектно и со вкусом. Кстати, слуцкие пояса должны стать только первой ласточкой в деле возрождения самобытных традиций. Следующим воскресшим брендом может быть, например, уречско-налибокское стекло, которое по сей день украшает крупнейшие музеи мира и которое в XVIII веке заказывали у белорусских мастеров крупнейшие королевские дворы. Имея богатые национальные традиции в области художественного стекла, современное производство, реализовать этот проект будет не так и сложно.
На снимках: на ткацком станке — возрождаемая реликвия; именно этот слуцкий пояс было решено скопировать первым.
Дмитрий ПАТЫКО, «Р»
Когда пишутся эти строки, все, кто причастен к возрождению производства слуцких поясов, находятся в томительном ожидании. Вот-вот с ткацкого станка на фабрике «Слуцкие пояса» Государственного производственно-торгового объединения «Белхудожпромыслы» снимут первый настоящий золототканый пояс — точную копию древнего оригинала. Затем драгоценное изделие привезут в Минск, где специалисты Научного экспертного совета по отнесению образцов продукции к аналогам, копиям и художественным стилизациям — так он называется — оценят работу мастеров, и, если замечаний не будет, ткачи тут же приступят к воссозданию еще одной реликвии. Ведь по Государственной программе возрождения технологий и традиций изготовления слуцких поясов и развития производства национальной сувенирной продукции «Слуцкие пояса» до конца года должно быть изготовлено два пояса.
— К возрождению производства, прославившего когда-то белорусскую землю, причастны многие специалисты, — говорит заведующий отделом, директор Музея древнебелорусской культуры Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси, лауреат премии Президента Беларуси деятелям культуры и искусства, кандидат искусствоведения Борис Лазуко. — Это и ученые-этнографы НАН Беларуси, собиравшие и изучавшие раритетные изделия, создававшие концепцию их реставрации, и наши коллеги из Витебского государственного технологического университета, разработавшие уникальный компьютеризированный ткацкий станок, изготовленный затем в Германии фирмой «Мageba», и настоящие подвижники этого исторического проекта — специалисты фабрики «Слуцкие пояса», сумевшие освоить невероятно сложное, как выяснилось, производство. Ведь мастера, работавшие в XVIII веке по оригинальным технологиям ткачества, не оставили никаких описаний, и все их секреты приходилось раскрывать шаг за шагом, изучая характер переплетения нитей в дошедших до наших дней образцах.
Например, оказалось, что плоские золотые или серебряные проволочки не просто чередовались с шелковыми нитями, а обвивали их, что после проглаживания пояса специальными катками позволяло придавать ткани вид будто отлитого из драгоценного металла изделия. Такие пояса назывались «литыми» и ценились особенно высоко. Так вот, чтобы достигался именно этот эффект, нужно было научиться использовать обвитые проволочкой нити именно таким, одним единственным способом, который был найден после многих проб и ошибок.
Подводные камни ждали опытных специалистов на каждом шагу и даже там, где их вроде бы вовсе не должно было быть. Не сразу удалось добиться нужной ширины пояса — 35 сантиметров, хотя станок работал вроде бы исправно. По технологии в его основе навивалось 1100 нитей (как в оригинале XVIII века), а на выходе ширина почему-то получалась 33,5 сантиметра. И чтобы ткань в процессе производства не усаживалась, пришлось вносить изменения в программное обеспечение, изобретать особые технологические приемы, учитывающие особенности поведения нитей при таком их переплетении.
Кроме того, долго не удавалось получить чистые цвета, как в оригинале. И все по той же причине. Из-за сложности воспроизведения техники переплетения «броше» на современном оборудовании трудно было прятать «ненужные» в данный момент нити глубоко в ткань, и они выглядывали из-под верхнего слоя, нарушая тон цвета. Когда же необходимого эффекта удавалось добиться, то оказывалось, что ткань получалась слишком жесткой. Но, в конце концов, после множества экспериментов и после нескольких безуспешных попыток провести через строгий научный совет результаты технологических изысканий справились и с этой, и с другими проблемами.
Последние пробные фрагменты пояса, которые у самих ткачей уже не вызывали вопросов, директор фабрики Лариса Тарасова привезла в Минск на научный совет совсем недавно — в конце ноября и, чтобы сохранить интригу, никому не показывала образцы до тех пор, пока все эксперты не собрались. И действительно, на этот раз сюрприз удался: работа заслужила самой высокой оценки.
Конечно, воссоздание на новом уровне старинной технологии — огромный успех ученых и специалистов. Но теперь необходимо решить еще более сложную задачу: как ввести в современную жизнь легендарный белорусский бренд? Ведь давно уже ушли в прошлое те костюмы с жупанами и кунтушами, с которыми пояса носились. Нет шляхты, которая готова была выложить состояние за драгоценный «прикид» — свидетельство зажиточности и успешности. Да, можно наплодить немало великолепных копий слуцких поясов, но кто их будет покупать? И по карману ли окажется такая покупка?
— Надо отдать должное разработчикам государственной программы, отразившим в этом документе широкий спектр проблем, связанных с возрождением традиций слуцких поясов, — говорит Борис Лазуко. — В первую очередь пояса предназначены для музейных экспозиций, где станут свидетельством высокого уровня культуры и ремесел, богатства исторических традиций наших предков, будут работать на воспитание самосознания нации. Это великое дело — научить людей ощущать историю, гордиться прошлым своей земли, чувствовать, что у нас есть достойное место в контексте мировой культуры. Кроме того, слуцкий пояс — это прекрасный представительский подарок, который может вручаться официальным делегациям, посещающим нашу страну, преподноситься при государственных зарубежных визитах правительственных делегаций. Поэтому, чтобы событие было запоминающимся, предстоит еще поработать над упаковкой такого подарка, ритуалом дарения. Но у слуцкого пояса должна быть и другая жизнь, более приземленная, связанная с его художественной стилизацией. Фрагменты древних узоров должны воспроизводиться на самой разной основе. Например, это могут быть ткани, покрывала, салфетки, декоративные панно, шкатулки, гобелены, витражи, элементы одежды, галантерейные изделия, ювелирные украшения, бижутерия, средства оформления интерьеров, посуда. Здесь нужно только соблюдать меру и доверить эту миссию профессиональным художникам-дизайнерам, которые позаботятся о том, чтобы наше национальное достояние было представлено эффектно и со вкусом. Кстати, слуцкие пояса должны стать только первой ласточкой в деле возрождения самобытных традиций. Следующим воскресшим брендом может быть, например, уречско-налибокское стекло, которое по сей день украшает крупнейшие музеи мира и которое в XVIII веке заказывали у белорусских мастеров крупнейшие королевские дворы. Имея богатые национальные традиции в области художественного стекла, современное производство, реализовать этот проект будет не так и сложно.
На снимках: на ткацком станке — возрождаемая реликвия; именно этот слуцкий пояс было решено скопировать первым.
Дмитрий ПАТЫКО, «Р»