Джим Моррисон и концерт в его голове. 8 декабря певцу исполнилось бы 70
Первый альбом группы, названный просто The Doors, вышел в январе 1967 года. Среди композиций - песня Light My Fire, один из главных хитов коллектива, сочиненная Бертольдом Брехтом и Куртом Вайлем Alabama Song с ее знаменитой строчкой "Покажи мне путь к следующему виски-бару", содержащая строки из стихотворения Уильяма Блейка композиция End of the Night. И, конечно, длящийся 11 с половиной минут заключительный трек The End. Его запись, проведенная, как вспоминает продюсер Пол Ротшильд, при свете единственной свечи, и последующее концертное исполнение стало воплощением того самого мистического творческого ритуала, который проводил Джим Моррисон и в студии, и перед многотысячной толпой во время живых выступлений.
"По правде говоря, всякий раз, когда я слышу эту песню, для меня она приобретает какой-то новый смысл. Я и в самом деле не знаю, что я пытался сказать. Родилась она как простая прощальная песня. <…> Вероятнее всего с какой-нибудь девушкой, но я вполне могу себе представить ее и как прощание со своего рода детством. Просто не знаю. Я думаю, песня достаточно сложна и универсальна в своей образности. Настолько, что она может значить все, что хотите. Мне решительно все равно, что о ней пишут критики и прочие…"
Импровизация - и это касалось не только постоянно меняющейся и по-разному звучащей песни The End - была одним из неотъемлемых элементов выступлений Моррисона, который мог несколько минут молчать или же, наоборот, разговаривать с публикой, иногда даже шепотом, заставляя зал замолкать и прислушиваться. Тяга к импровизациям несомненно была результатом любви Моррисона к блюзу, который он называл, наряду с кантри, одним из двух главных музыкальных направлений в Америке.
"Мне нравится петь блюз - эти свободные, длинные композиции-путешествия без начала и конца. Я просто ловлю ритм и продолжаю придумывать что-то. Такие песни нравятся мне гораздо больше, чем просто песни. Начинаешь петь блюз и смотришь, куда это приведет".
Постепенно, однако, концерты The Doors становились все более противоречивым действом. Моррисон, словно существовавший в параллельной своей группе реальности (во много из-за алкогольной зависимости и постоянного пребывания в по-разному измененном состоянии), на сцене мог и лечь, и раздеться, мог начать переругиваться с кем-то из слушателей или вовсе уйти. В зале постоянно дежурили сотрудники полиции, нередко забиравшие исполнителя прямо со сцены, аресты и обвинения в непристойном поведении следовали один за другим.
"Практически ситуация никогда не выходила из-под контроля. На деле все это достаточно иронично. Мы веселимся, ребята веселятся, фараоны веселятся. Создается некий странный треугольник. Иногда я напрягаюсь сильнее и несколько завожу людей, но обычно мы на сцене только стараемся сделать хорошую музыку, вот и все, не более того".
И журналисты, и современники, и исследователи творчества Моррисона не устают повторять, что музыкант сам приближал собственную кончину, проживая каждый день как последний, с постоянным ощущением близкого финала. Это ощущение пропитывало музыку и лирику The Doors с первых альбомов.
"Я люблю выпить. Но не представляю, что можно пить только молоко и колу, это все разрушает. Нужно вино или пиво, чтобы дополнить пищу. Напиваться… до какого-то момента ты полностью контролируешь ситуацию. Каждый глоток - твой выбор… Я думаю, в этом разница между самоубийством и медленной капитуляцией".
Посмотреть видео (файл 1.6 КБ будет загружен на ваше устройство)
Джим Моррисон умер 3 июля 1971 года в Париже - ему было 27 лет. До сих пор достоверно неизвестно, какие события предшествовали кончине исполнителя - по одной из версий, он скончался от остановки сердца в номере отеля, по другой - от передозировки в туалете клуба. При жизни Моррисона The Doors выпустили 6 студийных альбомов, последним из которых стал L.A. Woman. Он завершался композицией Riders on the Storm, семиминутной психоделической балладой со звуковыми эффектами - дождь и гром - и шепотом Моррисона, наложенным на его же вокал. Эта песня была последней, которую группа записала в полном составе, впервые представлена она была на концертах, ставших последними для самого Моррисона.
После смерти лидера, группа выпустила еще три альбома, в том числе и An American Prayer, который представляет собой положенные на музыку записи голоса Моррисона, читающего собственные произведения. Ведь даже на пике активности The Doors он не переставал заниматься поэзией, и речь не только о песенной лирике, сочиненной для группы, но и о многочисленных стихах и поэмах, которые выходили отдельными сборниками, как при жизни, так и после смерти автора.
Если у тебя нет проблем, зачем говорить об этом?
Изреченное означает свою противоположность
или вообще все что угодно.
Я жив. Я умираю.