Историческая сенсация: в Полоцке почти полностью раскрыты фрески времен святой Евфросинии

Источник материала:  
25.11.2013 12:57 — Новости Культуры


Монументальное искусство мастеров XIX века пришло в музейные залы. А в церкви, где жила Ефросинья, праправнучка князя Владимира - крестителя Руси, взору открылась древнейшая живопись. Код нации, зашифрованный самой Ефросиньей, попыталась разгадать Елена Бормотова.

Храм возведен Евфросиньей в XII веке. Почти единственный архитектурный памятник того времени на территории Беларуси. Спасо-Преображенская церковь, или просто Спасский монастырь, открыл свои первые записи. Фрески XII века.

Для Беларуси это сенсационное открытие вроде находки Грааля - чаши, из которой Иисус Христос ел на Тайной вечере, хотя еще в 50-ые годы прошлого века реставраторы знали, что под более поздней живописью, которая датируется XIX столетием, есть фрески времен самой Евфросиньи.

Но почему реставраторы не приступили к работе тогда, сегодня сказать невозможно. Может, сама Евфросинья спасала храм. Реставрационные методы сегодня позволяют не только открыть древние лики, но и возвращать более позднюю живопись.

Если бы реставрационные работы проводились еще лет 30 назад, сберечь настенную роспись XVIII и XIX столетий было бы невозможно. Технология, которая пришла вместе с российскими мастерами только в 2006-ом. Реставраторы сегодня отслоили 200 квадратных метров живописи. В таких объемах настенные росписи не отслаивал никто. Мы - первые в мире.

Для того, чтобы живопись со стены перенести на другую поверхность, в данном случае - дублирующим появляется двойной слой марли, пропитанный специальным клеем, реставраторам приходится работать в противогазах. Историю переносят буквально по миллиметрам.

Сегодня открыты почти все фрески XII столетия. Реставраторам осталось процентов 15. Расписывался Спасский храм по личному благословению Евфросиньи византийскими мастерами. Сюжеты росписей почти невозможно встретить в других древнерусских храмах. Например, это сюжеты византийских книжных миниатюр.


Посмотреть видео (файл 32.8 МБ будет загружен на ваше устройство)

Инокиня Ольга, обитательница Спасо-Евфросиньевского женского монастыря в городе Полоцке: "Реставраторы говорят, что сама преподобная Евфросинья принимала участие в процессе росписи этого храма. Она, конечно, не занималась живописью, но управляла этими работами".

Но и то, что Евфросинья сама приложила руку к росписи своей обители, ученые не исключают. На многих фресках XII века мы видим фрагменты книг. Так каллиграфически делать записи на фресках могли только переписчики книг.

Евфросинья строила Спасский храм сразу как монастырский, она с самого начала знала, что будет жить здесь. Даже келья в плане напоминает крест.

И это еще одно открытие реставраторов. Ведь раньше считалась, что росписи в келье также XII столетия. Но по всем научным исследованиям, гипотезу опровергли. Штукатурка, краски, манера письма - все свидетельствует, что расписывали келью Евфросиньи после ее смерти.

В келье Евфросинья только молилась и занималась переписыванием книг. Отдыхала она здесь. Только несколько лет тому назад реставраторы открыли настоящее место, где находилась полка, на которой непосредственно спала Евфросинья.

До этого считалось, что отдыхала святая на лежанке. Однако кирпич здесь XIX столетия. Да и в летописи записано, что Евфросинья жила на "галбце", а "галбец" - это и есть полка. Здесь ее попросту срубили, когда перепланировывали храм.

Далее нужна архитектурно-строительная работа. Планировку храма изменили в XIX веке. Пол вместо керамического стал деревянным, более того, его подняли. Живопись сейчас уходит под пол, и ее надо открывать.

Лариса Лысенко, заведующая филиалом "Художественная галерея" Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника: "Эта вся монументальная живопись, которая дошла до сегодняшнего дня - она ведь на сегодняшний день для ученых, для музейщиков и даже для простого человека является своеобразным кодом. Кодом, который включает в себя и исторические факты, и культурные, и художественные".

Росписи XIX века, которые со стен перенесли на другую поверхность, сейчас - в художественной галерее Полоцка. Новая основа - это полиуретан с металлическим каркасом. Даже тонировали его под стену.

Полоцкий музей-заповедник получил на этот проект президентский грант, и очень скоро росписи древних мастеров, которые раньше можно было увидеть исключительно на церковных стенах, появятся в музейном пространстве.

А еще одна сенсация заставит реставраторов выйти из храма. Оказывается, живопись была и на фасадах Евфросиньевской обители. Вообще уникальность для тех веков, когда даже стены не всегда штукатурили. Но в каком объеме сохранилась внешняя роспись XII столетия, реставраторы пока сказать не могут.

←Премьера оперы "Летучий голландец" пройдет в Большом театре Беларуси 10-11 декабря

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика