Театральная премьера Гродно: американская история любви 70-х
Сентиментальную комедию Леонарда Герша ставили, наверное, уже во всех театрах республики. Переведенная в начале 80-х годов прошлого века сатириком Михаилом Мишиным, она сразу же оказалась невероятно востребованной. Может быть, всё дело в её лёгком, невесомом, бесхитростном сюжете. Или как раз в том, что на поверку знаменитая бродвейская история оказывается не так проста. Она трогательная, смешная, печальная и мудрая одновременно. Только нужно суметь разглядеть весь этот синтез, а не одну из составляющих.
Поиск своего пути, определение главной цели жизни будут волновать молодых всегда. Человек приходит на Землю, чтобы реализовать себя в профессии, в любви, в семье… Это крайне трудное дело - собственная жизнь. Герой спектакля Дональд Бейкер, избавившись от чрезмерной опеки любящей матери, начинает самостоятельную жизнь в съёмной квартире в центре Нью-Йорка. Он знакомится с Джил, живущей через дверь начинающей актрисой, мечтающей играть на Бродвее. Они мгновенно испытывают симпатию друг к другу, и жизнь уже кажется прекрасной, а будущее светлым. До того момента, пока героиня, а вместе с ней и зрители, не обнаруживают, что Дональд слеп…
Сергей Куриленко, заслуженный артист Республики Беларусь, режиссёр спектакля:
- Спектакль наш о вечной теме - о любви. Поэтому наша история будет интересна всем: и взрослым, и молодёжи. Она затрагивает также тему отцов и детей. Комедия, полная ярких реприз и задорных диалогов. Наш спектакль подобно летней бабочке легко, невесомо и ненавязчиво учит нас, как стать счастливыми. Ведь для этого не так уж много надо. Поэтому давайте беречь то хорошее, что нас связывает. Давайте слушать и слышать друг друга!
Ольга Щербинская, художник-постановщик спектакля:
- Наша история из начала семидесятых - это эпоха революций, торжества, бунта молодёжи. По сюжету действие происходит в Америке. И мы попытались передать её не через какие-то обложки плакатов и альбомы, соответствующие тому времени. Исходя из того, что главный герой слеп, мы решили сделать проще - использовать в декорациях много тёмного: чёрный кабинет, кровать, дом, чёрную комнату с мансардным окошком, в котором рассвет. Потом, когда происходит развитие сюжета и появляется девушка, мы начинаем играть со светом с помощью различных приемов. В плане художественного решения всё максимально лаконично, потому как рассчитано на двух актёров. Главным было, не мешая героям спектакля, подчеркнуть возникшее между ними чувство путём преображения деталей сценического пространства.
Игорь Уланов (исполняет роль Дональда Бейкера):
- Впервые я сыграл роль человека с физическим отклонением. Это очень интересный для меня опыт. Для того чтобы зрители на эти два часа поверили в то, что мой герой слеп, нужно было самому поверить и справиться с этим, потому что мой герой уже давно научился бороться со своим недугом. Мне кажется, в спектакле затрагивается большой спектр тем, который будет интересен людям любого возраста. Тема любви выходит на первый план, также имеет место извечная тема отцов и детей, а ещё тема становления личности как моего персонажа, так и моей партнёрши Джил. Из юности, из сумасшедших мечтаний, из надежд человек делает выбор, тем самым доказывая своё взросление и способность принять решение, от которого изменится его жизнь. И это ещё одна тема - тема выбора. Светлый спектакль у нас получился. Несмотря на то, что длится он два часа, смотрится достаточно легко.
Что такое свобода? Что такое любовь? Что видит зорче: глаза или сердце? И насколько важна ответственность за близкого человека? На эти вопросы пытаются ответить герои спектакля.
Светлана Морецкая (исполняет роль миссис Бейкер):
- Это вечная тема: родители, дети, любовь… Я играю роль миссис Бейкер - мамы, которая безумно любит своего сына, которая переживает за него, которая боится. Это история непростых отношений любящей матери, пытающейся оградить от ошибок свое дитя, сына, стремящегося к независимости. Замечательная мама, которая готова принять всё, что происходит с её ребёнком, и которая в конце концов отпускает его. Поначалу моя героиня может раздражать своей чрезмерной любовью, желанием защищать сына от самой жизни. И лишь к концу спектакля она открывается как сильная женщина, которая учит быть сильным. И становится ясно, откуда в главном герое такой внутренний стержень.
Главная героиня спектакля Джил декламирует: "Я прошу одного - свободы! Свободны же бабочки..." Тема свободы важна для неё, как и важна эта тема для всего поколения молодёжи того времени.
Своими впечатлениями о премьере поделились и гродненские зрители. Чаще всего звучало мнение, что в спектакле поднята серьезная тема слепых людей. Об этом не так много фильмов, стихов, песен. Одна из зрительниц заметила, что эти люди живут среди нас и к ним нужно относиться так же, как и ко всем. Человеческие чувства им не чужды. Слепые также способны на творчество, на настоящую жизнь, удивлять и любить.
Увидеть фотографии с премьеры спектакля "Эти свободные бабочки" можно TUT!