«Что-то ведет меня по жизни»
В актерской профессии Сергей Жбанков благодаря учительнице пения
«А, это парень из рекламы», — скажет кто-то, увидев на фото нашего героя. «Это ведущий программы «Здоровье», — возразят другие. Но Сергей ЖБАНКОВ (на снимке) прежде всего актер. Из числа тех, кого называют молодыми и перспективными. Только-только закончились съемки «Белых Росс», где у него большая роль. Начались репетиции нового спектакля в Национальном академическом драматическом театре имени М. Горького, и там у него главная роль. Мы решили познакомиться молодым актером поближе.
— Сергей, вы считаете себя успешным?
— Чтобы называться таковым, нужно добиться гораздо большего. Рад тому, что у меня есть. И ценю это. Если бы я «включил голову» раньше, то и добился бы уже большего. Хотя, возможно, всему свое время. Надо было в студенческие годы направлять свою энергию только в одно русло. Но, с другой стороны, мама мне всегда говорила: «Сережа, студенчество — золотые годы, больше такого никогда не будет!» И это правда. Тот период тоже надо было пережить. Главное, что осознание ко мне пришло. Пусть через какие-то трудности. У меня были проблемы со здоровьем, которые могли перечеркнуть все мечты. Благо обошлось, и я готов к покорению вершин.
Но с будущей профессией надо определяться раньше, в классе десятом. Многое зависит от родителей, куда они направят. Мой папа работает слесарем на заводе, мама — оператором в аэропорту. Простые трудяги. Что они могли мне подсказать? Я с малых лет видел себя только футболистом. Отдавал этому виду спорта все свои силы.
— Так почему театр, а не футбольное поле?
— Учительница пения Валентина Васильевна Мацулевич мне всегда говорила: «Зачем тебе этот футбол? Получишь травму, и все». Она увидела во мне задатки вокалиста. Сначала привела в хор, потом дала сольную песню о дружбе и отправила на конкурс. Помню, стою на сцене, в зале сидят бабушки незнакомые, думаю: что я здесь делаю? Но, наверное, этот момент и стал определяющим в моей жизни. Потом был второй конкурс, третий… А в одиннадцатом классе Валентина Васильевна сказала: «Сережа, пойдем в училище искусств на хоровое отделение! Я тебе помогу поступить». К тому времени на сцене ощущал себя очень комфортно.
Мы поехали в училище. Но хоровое отделение несколько лет назад закрыли. В академию физвоспитания идти было уже поздно. Что оставалось делать? В училище было много других специальностей: режиссура народных праздников, хореография, дизайн и актерское искусство театра кукол. На последнюю набирали всего пять человек, но заявлений было еще меньше, и я пошел туда. Сразу отправился на двухнедельные подготовительные курсы, там впервые узнал, что такое актерское мастерство. И мне это так понравилось! Экзамены сдал не без доли везения. За день до них взял у знакомых сборник диктантов по белорусскому языку. Пригласил друга, он продиктовал несколько текстов. Все я написал на двойку. Прихожу на экзамен, пять конвертов, вытягивают один и объявляют «Шчаслівы грыбнік». Понимаю, что вчера я писал этот диктант. У меня в памяти всплыла каждая буквочка, запятые. В итоге по всем экзаменам — пятерки. Наверное, что-то ведет меня по жизни. В школе был хорошистом. А здесь все так сложилось. К тому же на футбольной тренировке в одиннадцатом классе получил травму, надолго выбыл из строя.
— Но в 2007 году вы участвовали в «Звездном дилижансе», том самом, из которого вышли Анна Шаркунова, Дмитрий Колдун, Герман. Вы стали финалистом. Судя по всему, еще колебались, кем быть: певцом или актером?
— Тогда в Витебске, где я жил, каждый год проходил конкурс патриотической песни. Я так хотел там участвовать! Мечтал, чтобы со мной занимались настоящие педагоги по вокалу. И вот опять же случай. Еду в маршрутке, а там по радио Александр Тиханович говорит: «Приходите на «Звездный дилижанс!» Прихожу в училище, там опять эта фраза. Приезжаю домой — опять по радио: «Приходите на «Звездный дилижанс!» Ну и пошел на кастинг. Попал в финал. Это такое интересное время было. Но даже не представлял, что попаду в четверку сильнейших. Как раз тогда поступил в Академию искусств. И понимал, что мне надо выбирать. Выбрал актерскую профессию. И не жалею. Интересно, что потом от академии мне предложили выступить на конкурсе опять же патриотической песни. И чудо! Мне дали Гран-при, а с ним и сертификат на тысячу долларов. Обещали запись альбома. Получил то, о чем мечтал три-четыре года назад. Но на тот момент уже хотел другого. Начинал играть в театре. Вскоре узнал, что такое кинематограф.
— В вашей фильмографии первыми значатся «Стиляги» Тодоровского. О таком старте можно только мечтать!
— Дело было на втором курсе академии. Нас пригласили в танцевальный класс, попросили что-нибудь прочитать и спеть. Всегда пожалуйста! Я прошел во второй тур, и только тогда сообщили, что это пробы на фильм Валерия Тодоровского. Это был мой первый опыт в кино. Сразу планировалось четыре съемочных дня. Но потом нам сказали, что мы не хуже, чем московские ребята, а стоим значительно меньше. И командировка в Москву затянулась. У меня только яркие, красочные, веселые воспоминания. Собственно, такие, как сам фильм.
— В последние годы ваша кинокопилка пополняется с завидным постоянством. Это случайность, как и «Стиляги»?
— Если все время лежать дома на диване, то ни о какой востребованности не может идти речь. Молодые актеры должны сами себя предлагать. Под лежачий камень вода не течет. Потом, возможно, настанет время, когда тебя будут искать, приглашать. Я несколько лет стучался на телевидение. А потом в один прекрасный день мне позвонили люди, с которыми я делал дубляж и озвучку фильмов, и предложили попробоваться в новую передачу. Это было «Здоровье». Я выдал такое огромное количество вопросов врачам, что меня взяли.
Что касается кино, то я давно хотел сниматься. Помню, как искренне завидовал Веронике Пляшкевич и Андрею Сенькину, которые активно работали в белорусском кино. У меня были только массовые сцены. Даже не мог мечтать, что меня возьмут на одну из главных ролей в продолжение легендарного фильма «Белые Росы».
— Вы восторженно говорите об этом фильме. Но в его адрес летит много стрел…
— Верю, что фильм получится. На площадке была очень теплая атмосфера. Понятно, что сравнения нам не избежать. Но это совсем другая история, и мы выкладывались на все сто процентов. Наши люди так устроены, что фильм еще не вышел, а его уже хоронят. Надо любить свое! Кстати, о любви. В фильме такие трогательные отношения…
А какая радость увидеть и познакомиться с Николаем Караченцовым! У нас с ребятами в тот день не было съемок. Но мы попросились у режиссера приехать. Это было так трогательно. Все плакали. Ведь для актера это была победа над собой. Плакала его жена, слезы катились у всей съемочной группы.
— Какие цели ставите перед собой?
— Живу сегодняшним днем, ценю, что имею. Хочу развиваться. Хочу стать настоящим профессионалом. Хочу радовать родителей.