Фильм открытия «Лістапада» «Параджанов»: жизнь вне вселенной
Юбилейный XX Минский международный кинофестиваль «Лістапад» стартует в белорусской столице сегодня вечером торжественной церемонией открытия во Дворце Республики. Сразу по открытии крупнейшего кинофорума страны в малом зале Дворца Республики и кинотеатре «Центральный» будет показан фильм «Параджанов».
Журналисты, освещающие кинофестиваль, уже смогли посмотреть картину, номинированную на «Оскар» от Украины, а также пообщаться с режиссером, сценаристом и продюсером картины Оленой Фетисовой.
«Мы не случайно открывает юбилейный кинофестиваль именно картиной «Параджанов», — отметил перед началом пресс-показа программный директор кинофестиваля Игорь Сукманов. — В этом году мы сделали акцент на картинах стран бывшего социалистического блока, а великий режиссер Сергей Параджанов — одна из ключевых фигур кинематографа того времени. На протяжении всего кинофестиваля мы будем испытывать опьяняющее чувство от хорошего кино, искать истину в нем. Мы предложим вам непростое кино, ищите ключи к этим достойным картинам, в каждой из которых присутствует дух авторской свободы».
Фильм открытия кинофестиваля обладает настолько мощной энергетикой, что, например, во время просмотра сцены допроса бывшей жены великого мастера ты на самом деле чувствуешь запах сигарет, которые курит сотрудник КГБ, а когда Параджанова пинают ногой в живот сокамерники, твой живот невольно сводит.
«Он не мог молчать. Невозможность остановиться, когда и надо бы, была его главной проблемой в жизни», — говорит о режиссере Олена Фетисова. В фильме подробно, но вместе с тем достаточно сдержанно показано, как вызывающее поведение Параджанова приводило к конфликту с советским режимом. Несмотря на тюремный срок, через который прошел художник из-за своего упрямства и свободолюбия, в нем не умерло стремление к красоте.
Олена Фетисова несколько раз акцентировала внимание на своем меседже как сценариста и режиссера картины: «Для нас, создателей картины о Парадажанове, было важно показать молодежи, каким было время, в котором жил и творил великий художник. Быть художником, творить то, что ты хочешь, всегда непросто: и тогда, и сейчас, и всегда так будет. Наша задача состояла в том, чтобы молодые люди, посмотрев это кино, захотели обратиться и к картинам Параджанова».
Интернациональный проект
«Я армянин, который родился в Грузии, и обвиняемый в украинском национализме», — говорит в фильме Параджанов устами французского актера Сержа Аведикяна (он также выступил вторым режиссером). Украина, Грузия, Армения и Франция — с этими странами была тесно связана судьба Сергея Параджанова, поэтому неудивительно, что кинематографисты именно этих стран объединились в работе над фильмом о великом режиссере.
«Таким образом, кино отразило и натуру самого Параджанова, для которого не было разницы между культурами, существовала только красота. Он жил там, где хотел, и это тоже говорит многое о его личности», — отметила Олена Фетисова.
По ее информации, 57% бюджетных средств на фильм было выделено Украиной. На долю Армении пришлось 10% от бюджета проекта. Столько же дала Грузия, в которой проходила большая часть съемок. Остальные 23% дала Франция, на одной из студий которой сводили звук.
Параджанов жил вне всей вселенной
Работа над фильмом шла на протяжении пяти лет. Олена Фетисова призналась, что для нее это очень важный этап в жизни:
«Я писала сценарий для фильма четыре года. Это был очень тяжелый проект. Для меня эта картина — пять лет жизни, в это время я ничем, кроме этого кино, не занималась. Просыпалась с мыслями о нем, засыпала, думая о проекте. Поскольку это был мой первый полнометражный фильм, то на мне лежала огромная ответственность. Этот проект меня укрепил. Взросление происходило не просто адекватно времени, а год за три».
Говоря о том, как в картине изображена эпоха, в которую жил и творил Параджанов, Фетисова отметила: «Снимать фильм о его жизни вне эпохи было бы странно и неправильно, ведь он не существовал вне времени, но вместе с тем жил вне всей вселенной. Когда я писала сценарий, я старалась не прибегать к стереотипам и штампам о том времени.
Если вы внимательно смотрели кино, то вы не могли не заметить, что в нем практически нет плохих людей — тогда было такое время, каждый был на своем месте... Возможно, внутренний мир Параджанова кто-то сможет передать лучше нас. Но он так велик, что я не знаю, как можно это сделать».
Ася ПОПЛАВСКАЯ