Тема с вариациями
Николай Динов долго отсиживался в запасных игроках
Минскому областному драматическому театру долго не везло с главными режиссерами-лидерами. Сейчас там все стабильно.
По непонятным причинам из театра ушел его многолетний худрук заслуженный деятель культуры Беларуси Николай Мацкевич, хотя он по-прежнему живет в Молодечно и мог бы продолжать работать. Но так случилось, и театр стало лихорадить. Актеры здесь всегда были хорошие, а новые режиссеры надолго не приживались. И все же театр честно обслуживал свой регион сказками и легкими комедиями, мечтая сотворить что-нибудь значительное и пробиться на какой-нибудь фестиваль.
Развлечения перемешивались с незатейливым просветительством и школой жизни, не слишком вовлекая зрителей в свою работу как соучастников. Есть этому объяснение. Взрослое трудоспособное население ездит в Минск на заработки, и театральный дом его мало интересует. И все же при малых зарплатах, проблемах с жильем, отсутствии подработок в молодечненском театре сложился крепкий профессиональный коллектив, который иногда вдруг ярко и талантливо заявлял о себе.
В театре появился молодой и активный директор Юрий Кривенький, который стал искать художественного руководителя из своих, белорусских режиссеров. Так в прошлом сезоне коллектив возглавил Николай Динов. Человек немолодой, с нажитым опытом актерской, режиссерской и кинематографической работы, он хорошо знает местные периферийные предпочтения и не лишен амбиций. Он любит создавать авторские спектакли, в которых, возможно, не слишком уютно драматургу, но зато нет радикальных смысловых перелицовок и шарад.
Довольно давно он зацепился за пьесу белорусского драматурга Ирины Письменной «Похожий на Стинга», которая повествует о последствиях чернобыльской трагедии. В прошлом году Письменная стала дипломантом Всемирного конгресса драматургов в Стокгольме. Режиссер сделал спектакль в стиле ретро, переплетая прошлое, настоящее, будущее и сопроводив его очень точным высказыванием Поля Элюара: «И эпопея преходяща… И только вечен, вечен смертный человек».
Нетрудно догадаться, что речь идет о жизнестойкости и величии человека. Отбросив пафос, можно констатировать: старая тема способна задеть за живое. Да еще как!
В слегка запутанную историю с цепью несправедливостей и непонимания въезжаешь со своими сегодняшними ощущениями и догадками. Чернобыльская трагедия не забудется никогда. Она (она же Феня) осталась жить в зоне отчуждения. Он (он же Юра, он же Ванька) сбежал из мест заключения.
Он — молодой, обозленный, агрессивный, который все время и ото всех ждет подвоха. Его недоверие к людям гипертрофировано.
Она — женщина без возраста, смирившаяся с одиночеством и грубым бытом.
Конкретные имена к ним как-то не приклеились. Не прижились. Возможно, потому, что в тюрьме и брошенной деревне теплое, матерью данное имя звучит редко. Только кажется, что это люди реальные. Они в пьесе и спектакле подняты над земным, плотским, бытовым. Нам интересны их мысли, их чувства, их непрощение и всепрощение. Они долго и мучительно идут друг к другу, чтобы найти себя, понять себя и подставить плечо друг другу. Они раздваиваются в зеркале снов, вспоминают обиды, превращаются в биороботов и возвращаются на грешную землю.
При этом спектакль лишен сентиментальности и основан на напряжении актерской энергии. Пафос ситуаций постоянно уравновешивается желанием пробиться к человечности в человеке. Высоко над театральным помостом цепь фонариков, лампочек, звезд. Точнее, цепь огоньков, напоминающих о созвездиях и космических светилах, которые тянут к нам на Землю свои слабые нити. Наверное, эта метафора свидетельствует о том, что с душами на сцене и в зале что-то важное происходит. Динов придумал спектакль, в котором есть союз автора, режиссера и актера, который подкреплен выразительной музыкой Олега Залетнева и сценографией Валерия Юркевича. По-настоящему гипнотизируют зрителей актеры Ирина Клепацкая и Алексей Карпец в главных ролях. Это им принадлежит ода о вечности смертного человека.
Николай Динов долго отсиживался в запасных игроках. Получив интересную работу, режиссер выложился на полную катушку, даже с переизбытком фантазии и личностным высказыванием. Ситуация в Молодечно — пример того, что своего режиссера вовремя заметили, нагрузили работой и добились впечатляющего результата.