«...И люди скажут: таких на свете нету Площадей!»
— Тамара Ивановна, вы –горожанка, почему в вашей поэзии столь широко присутствует сельская тема?
— Все мое творчество — из деревни, где я родилась и росла, познавала жизнь во всей ее глубине и первозданной красоте. И не только мое, но и многих моих коллег, уроженцев села. Наши творения все от земли, от вечного, прекрасного, нелегкого, но жизненно необходимого труда на ней. И на том наша творческая жизнь стоит и стоять будет, потому что нет ничего дороже и надежнее отчей земли. Как говорят, даже самая широкая дорога начинается от отчего порога…
В семнадцати моих книгах, в том числе и четырех — для детей, стержнем и основой являются свет и созидание. Силу для творчества мне дает именно тема родной белорусской природы. Мои стихи по сути — бесконечный гимн и признание в любви красоте родного края…. Бесконечный, потому что красота — бесконечна.
Наша Витебщина, издавна богатая талантами, поистине волшебна. Красота севера Беларуси не случайно подарила нашей земле таких выдающихся носителей высокодуховного таланта. Среди писателей-современников большинство плодотворно работают на ниве патриотического воспевания красоты родного края, нелегкого, но крайне необходимого труда жителей села.
Глубоко и интересно пишут на тему родного края наши сельские поэты и писатели Алесь Жигунов, Ганна Зенкевич, Галина Загурская, Николай Болдовский, Екатерина Сосно и многие другие.
— Еще совсем недавно много говорили о «засилье» сельской литературы. Теперь — о том, что образовался пробел в освещении жизни деревни. А вы как считаете?
— На мой взгляд, бросаться в крайности не стоит. Судите сами: только писателями, которые живут в нашей области, ежегодно издается по пятьдесят и более книг! И большая часть из них — о людях села, о жизни деревни.
— Но если взять прозу, то здесь, на мой взгляд, бедновато. Согласитесь, читатель заждался своих Мележей, Быковых…. Писатели-современники, в том числе и на Витебщине, мне кажется, все реже обращаются к теме села в художественной прозе. Не вымирает ли она?
— Прежде всего надо отметить, что писатель — это художник слова, а не журналист, который призван освещать жизнь сегодняшнюю, сиюминутную. Информационное поле и без того перенасыщено новостями о происходящих событиях на полях и фермах благодаря современным репортажам, интервью и т. д., регулярно публикуемым в СМИ.
Задача писателя — пропустить все через свое сердце, житейский опыт и, умножив все увиденное на знания, мудрость, опыт, талант, создать сюжет, образ, увлечь современного, весьма искушенного читателя правдой жизни. А на это нужно время. Нужен еще и хлеб насущный, и покой, и условия для работы, чего, по правде говоря, он не всегда имеет. А уж потом — творить.
Те же Мележ, Лыньков, Короткевич, Шамякин, издав книгу, получали такой гонорар, на который могли приобрести квартиру или машину, жить безбедно несколько лет, работая над очередным крупным произведением.
Надо понимать здесь и то, что Мележей, Достоевских, Толстых много не бывает. Никогда не было.
— Одному из своих последних творений вы, по аналогии с известным российским поэтом Николаем Мельниковым, дали название «Поставьте памятник деревне». Почему?
— Мне хотелось продолжить диалог на поднятую им животрепещущую тему. В своем произведении он говорит об упадке российской глубинки и безвозвратном уходе деревни в прошлое. Потому он предлагает, в укор Кремлю, поставить ей памятник «… На Красной площади в Москве...».
В Беларуси же идет мощное возрождение села. Агрогородки — это первые шаги на пути сложного процесса восстановления и привития любви к деревенскому быту, труду, сохранению любви к земле. Потому я пишу прежде всего о героической роли деревни в истории и жизни страны, о том, что нет Площадей, достойных подвига деревень нашей страны, что именно она — деревня, выстоявшая в лихие годы, была верной опорой и поддержкой Родине во всем. «И где деревне памятник поставить? Спросите… Опросите всех людей. И люди скажут: нет ее, не знаем, таких на свете нету Площадей!»
— Сегодня деревня уже не та. Сельская жизнь сконцентрирована в агрогородках. Но не видим ли мы ее только из окна экскурсионного автобуса? Имею в виду то, что большинство писателей живут в городе.
— Меня лично, как и многих писателей Витебщины, это точно не касается. В прошлом году я выступила перед читателями Витебска, Рубы, Лиозно, Орши, Полоцка, Глубокого, Шарковщины, Чашников, Городка и других городов, районов и поселков — всего 84 раза, а в этом году, несмотря на болезнь, уже встретилась с читателями 35 раз.
Активно посещают сельские клубы, ДК, школы и библиотеки талантливые наши прозаики и поэты: Галина и Анатолий Трафимовы из Орши, Алесь Жигунов из Глубокого, Василий Рудой из Верхнедвинска, Николай Болдовский, Галина Загурская из Полоцка, Екатерина Сосно из Шарковщины, Ольга Русилко и Валерий Марченко из Витебска, Федор Полочанин из Докшиц и другие. Только за девять месяцев года писателями области сделано 440 выступлений перед читателями городов и сел Витебщины. Причем все это за свой счет, командировочных писателям по региону не положено.
— Как вам удается выпускать по 50—60 книг ежегодно?
— На Витебщине ценят талантливых людей, в какой бы сфере они ни трудились. В том числе, конечно, и писателей. Значительная часть тиража издаваемых ими книг приобретается для комплектования библиотек области. Таким образом, часть затраченных на издание книг средств, а иногда и полностью всю сумму, писателям удается вернуть или не вкладывать в издание книги вовсе.
Хочется особо сказать о том, что книги писателей, живущих в регионах, практически не попадают в планы изданий социально значимой литературы. Примером могут быть аналогичные планы государственных издательств Минска (кроме «Народнай асветы») как на прошлый, так и на текущий год. Исключения нет даже для тех писателей, которые проводят на общественных началах по 50—80 встреч перед коллективами читателей в городах и районах.
— Насколько мешают серьезной литературе Интернет и телевидение?
— Серьезная литература всегда будет востребована. Но — серьезными людьми. Писателей надо беречь, растить, поддерживать, помогать им. Работники художественного слова нынче, да и всегда так было, — большая идеологическая сила общества. Потому она, эта сила, требует к себе самого серьезного внимания. Само по себе ничто не вырастет, не созреет. Литература — большая и серьезная — особенно.
Владимир САУЛИЧ, «БН»