Белорусский художник о патентах и вкусах белорусов: "Люди не могут понять, почему картина стоит больше, чем палка колбасы"
Небольшая комнатушка, картины на стенах, палитра и тюбики с красками - все это напоминает самую настоящую мастерскую. Молодой белорусский художник-самоучка Сергей Логунов, он же Серж Филингер (псевдоним - ред.), изобретатель "техники десяти кистей", рассказал, с какими трудностями сегодня сталкиваются молодые художники, сколько стоят картины и хватает ли этих денег на жизнь. Сергей также рассказал, во сколько обойдется персональная выставка в частной галерее Минска и какие картины белорусы заказывают у художников.
Вместо экзамена в Академии искусств выбрал концерт в Заславле
Рисовать Сергей начал еще в детстве - везде ходил с карандашом и срисовывал разные предметы. Дядя заметил это и в 6 лет подарил мальчику два академических учебника "Рисунок и живопись".
Позже Сергей увлекся музыкой и даже играл в своей группе, поэтому после школы решил подавать документы в Академию искусств на специальность "Эстрада и актерское мастерство". Сдал два экзамена, а в день, когда нужно было писать сочинение, музыкальная группа Сергея выступала с концертом в Заславле. Так третий экзамен прошел мимо молодого человека, и в Академию искусств Сергей так и не поступил.
- Когда мама узнала, что я не пошел на последний экзамен, очень расстроилась, - рассказывает Сергей.
Три года назад Филингер серьезно увлекся и занялся живописью. Занимался самостоятельно, оттачивал мастерство каждый день. Он изобрел новую технику "десяти кистей", которой до настоящего времени никто не пользовался.
- В 2012 году я начал работать работать тремя кистями. Если люди могут писать разными руками одновременно, то почему я не могу писать так картины? Получилось хорошо и удобно. Потом увеличил количество до пяти. И так дошло до десяти. Я понял одну вещь: если работать с несколькими кистями, то лучше брать их в разные руки, чтобы были задействованы разные полушария мозга. После того, как осваиваешь две кисти, можно взять еще две и работать уже четырьмя, и по возрастающей. Помимо скорости и качества, техника дает создание новых нейронных цепей в мозге, которое позволяет выйти из привычной системы восприятия живописи и посмотреть на это с другой стороны. Эта техника стимулирует на свежие идеи. Все последние картины пишу в этой технике.
В среднем, картину размером 50-60 сантиметров я писал 1-1,5 месяца, сейчас я это делаю за 1-2 недели. При этом качество не страдает, а становится лучше. Когда художник пишет классически, он фокусируется на одной точке, а здесь идет фокусировка сразу на несколько объектов. Я по-новому посмотрел на живопись и по-другому на жизнь. Появилось новое осмысление.
- Есть поочередный способ, который важен для моторики пальцев. Есть совместный способ, когда работа строится на общем движении, но при этом задействованы все кисти. И есть комбинированный способ, когда работаешь десятью кистями и при этом можно сочетать поочередный и совместный способы. Техника десяти кистей может быть не только способом, но и стилем, - рассказывает Филингер.
Для того, чтобы задействовать все десять пальцев, на каждый из них нужно намотать изоленту и вставить туда кисть. Обычно эту работу делает сестра Сергея.
Сейчас Серж пишет в технике многослойной тонкой живописи. Так были написаны работы Тициана и Рафаэля.
Молодой человек на полставки подрабатывает дизайнером, но, говорит, денег все равно не хватает. Все свободное время художник проводит в детской комнатушке. Там рождаются новые образы и приходит вдохновение. Все заработанные средства Серж тратит на материалы.
Успели запатентовать свою технику?
- Запатентовать живописную технику достаточно сложно. В патентном бюро (Центр интеллектуальной собственности РБ - TUT.BY) подтвердили, что до меня эту технику никто не использовал. В основном, они регистрируют изобретения как прибор, то есть, как технику. А именно как способ зарегистрировать нельзя. Хотелось бы запатентовать это, чтобы потом во всем мире говорили, что это изобрел белорус Серж Филингер, а не какой-то японец или американец, - говорит художник.
После долгих хождений и переписок ничего запатентовать не удалось. И даже когда молодой человек пришел рассказать о технике электрических кистей, которые также изобрел сам, в Белпатенте ответили, что это слишком сложно расписать на бумаге и оформить юридически.
По словам Сергея, все начинает упираться в большие деньги, тысячи долларов. Процесс патентования длится около 2-3 лет. После того, как техника запатентована, художнику нужно обязательно создать предприятие и наладить производство, чтобы, в конечном итоге, государство могло получать налоги. Если в течение года такое производство не наладить, государство присваивает этот патент себе.
Большинство людей не могут понять, почему картина многослойной живописи должна стоить больше, чем палка колбасы
"Что касается заказов, то случается все по-разному. Бывают маленькие заказы - несколько небольших работ, бывают большие. Но сказать, что работы пользуются спросом постоянно, не могу. Как повезет. А мастерской можно только мечтать - приходиться рисовать в маленькой детской комнате, потому что заказов очень мало. Хватает только на материалы и на то, чтобы маме помочь.
Большинство людей, к сожалению, не могут сегодня понять, почему картина многослойной тонкой живописи в гладком письме должна стоить больше, чем палка колбасы или джинсы. Вот так приходят ребята и просят сделать им картину на полстены за 100 долларов. А то, что одни только материалы будут стоить 200 долларов, их не волнует. Говорят, что за такие деньги они сами нарисуют. В среднем, работы стоят 300-400 долларов.
Удивительно то, что люди, имеющие больший достаток, не хотят отдавать много денег на искусство, в то время как простой продавец может купить у меня картину по той цене, которую я установлю. Зато богатые лучше несколько раз в неделю сходят в клуб и оставят там свои деньги.
Заказчики, которые ценят искусство, у меня были, но не много. Проблема еще в том, что нет хорошей связи между художником и коллекционером, меценатом. Очень много посредников некомпетентных.
Заказывают чаще всего себя любимых - портреты. Часто люди выбирают полную безвкусицу: котэ, цветочки, березки.
И несмотря на то, что все деньги уходят на краски и холсты, я не могу все бросить и пойти работать, чтобы кушать или раз в два месяца купить себе новые джинсы. Я лучше в драных похожу, но зато буду развиваться и делать то, что мне нравится. Мне нужно постоянно писать".
Выставиться в частной галерее Минска в три раза дороже, чем в Москве
Молодого художника приглашают на различные выставки, в том числе, и на российские. Однако, по словам Сергея, даже чтобы выставить свои работы, нужно платить не маленькие деньги. К удивлению, в минских частных галереях выставиться гораздо дороже, чем, к примеру, в Московском центральном доме художников.
Двухнедельная выставка в минской частной галерее обойдется художнику в тысячу долларов, в то время как в Москве это будет стоить в три раза меньше.
У белорусского художника не раз возникали проблемы и с государственными галереями
- Как только речь заходит о моем образовании и я говорю, что самоучка, сразу же отказывают, говорят, что это не пройдет комиссию и "вообще не наш формат".
Был я и в Национальном художественном музее. Принес работы, правда, не сказал, что самоучка, а то бы меня и на прием не записали. Перед встречей с директором немного волновался, думал, что он строгий. Оказалось, не так. Правда, когда Владимир посмотрел мои работы, сразу сказал, что это не их формат. Он сказал, что картины сгодились бы для музея современных искусств, но не для Национального музея. В это время я смотрю на свою работу "Венера и Амур", на которой представлен античный сюжет, и не понимаю, что в этих работах современного. Пока я думал об этом, директор кинул взляд на картину с унылыми деревьями и сказал, что вот это их формат. Я принял эти слова как комплимент, - рассказывает художник.
Пока белорусы покупают колбасу, Серж Филингер пишет классическую музыку и картины десятью кистями и мечтает поставить балет.