Как представлены белорусы на 5-й Московской биеннале?
На иностранных критиков белорусский павильон произвел большое впечатление, особенно фотографии, заметил Зименко, а вот отношение московского зрителя, выросшего в советское время, в окружении этих предметов и с советской ментальностью, было более спокойным: "Но от российских коллег я слышал только положительные отзывы. Аналитический подход всем импонировал, они оценили толчок к размышлению".
После закрытия биеннале белорусский павильон приедет в Минск в Музей современного изобразительного искусства, чтобы наглядно показать, как белорусское искусство презентуется за рубежом, что мы включены в мировой культурный процесс. Организаторы подчеркивают, что целью участие в Московской биеннале было не соревнование с другими экспозициями, а создание имиджевого проекта и получение прочной прописки в сфере искусства за рубежом. По мнению, Александра Зименко, недостатком выставки в Минске будет лишь то, что минскому зрителю не с чем будет ее сравнить и трудно будет понять, насколько хорошо Беларусь была представлена в Москве.
Эксперт напомнил о недавней Первой минской триеннале, которая подразумевалась как национальный проект. "Принципиальный вопрос, есть ли идея. Если ее нет, никакая техника не спасет. В плане завершенности идей то, что было представлено на триеннале, вполне сопоставимо с московской биеннале. У нас есть достаточно интересные авторы, работающие и в форме видеоинсталляций. Мы не отстаем, но и нельзя сказать, что обгоняем", - считает Александр.
На вопрос, почему в российских СМИ о белорусском павильоне не было почти ни слова, Александр ответил, что все павильоны открылись 19 сентября, где были все СМИ, а наш - 24 сентября. Основное внимание всегда в день открытия. "Это не заговор темных сил, а законы современных медиа. Но таким образом мы избежали прямой конкуренции, потому что тогда было бы привлечь на открытие весомые СМИ. Но на самом деле российская пресса критически оценила биеннале в целом", - заключил Александр Зименко.
А так выглядели работы других участников биеннале.
Фото из личного архива Андрея Щукина, пресс-службы Московской биеннале, с сайта ru.blouinartinfo.com