DАЖЫНKI добрались до Минска
Художественная галерея Михаила Савицкого приняла смелый, даже дерзкий проект белорусской художницы Жанны Капустниковой. 3 октября в просторном зале галереи состоялось простое и скромное, но не лишенное торжественности открытие художественного проекта DАЖЫНKI, в котором Капустникова на больших полотнах яркими красками изобразила сцены из сельской жизни.
Практически на всех полотнах по контуру или фоном присутствуют тракторы и комбайны, которые автор прописала особо тщательно. Герои картин одеты в цветастые платья и рубахи или в сорочки-вышиванки, которые выписаны не менее старательно, со вкусом и знанием дела. Такой микс позволяет одним назвать выставку «агротрешем по-белорусски», другие видят в ней всю полноту белорусской действительности, в которой умудряется выжить растянутое трико в заплатах и ультрамодная нынче вышиванка.
Жанна Капустникова представила около двадцати новых работ, написанных в 2011-2013 годах. Четыре картины — «У спакоі», «Алеся-ўцякачка», «Малады аграном» и «Даярка» — зрители уже могли видеть на выставках Белорусского союза художников, остальные работы выставлены впервые.
Кроме полотен в пространстве галереи на трех языках – русском, белорусском и английском – вывешены огромные полотна с текстами, в которых сама автор, а также ее друзья раскрывают смысл и концепцию выставки.
Так, Михаил Адсюль видит в проекте DАЖЫНКI утопию: «За ежедневной собственной суетой мы не всегда способны видеть искренние человеческие радость и красоту. Серия DАЖЫНКI Жанны Капустниковой — своего рода утопия, в которой она предлагает посетителю выставки отвлечься от суеты и о таких качествах вспомнить. А элементы иронии и самоиронии в работах, помимо собственных живописных приёмов художника — есть та, по её мнению, сила и форма, которая способна зрителю помочь в этом.
Её утопия — не реквием сельскому жителю постиндустриальной эпохи, скорее это своего рода памятник перечисленным выше ценностям, они, к счастью, ещё пока встречаются вопреки своей эксплуатации многочисленными социальными и экономическими теориями».
Сама автор призналась: «Мой кусок поля — это моя мастерская, а эта выставка — мои «персональные дожинки». Тему выбирала не я — она сама меня «выбрала». Меня, можно сказать — «внезапно настигла» национальная самоидентификация».
Юлия Добровольская увидела проект более романтичным и даже трогательным: «Работы выполнены в совершенно отличной от сегодняшнего мейнстрима живописной манере — не без заметного влияния белорусских традиционных «маляванак» — и наполнены такой мощной живительной энергией, что кажется, можно сорвать с холста огурец. И откусить с хрустом. И съесть. Прямо так, без соли. И запить его молоком».
Она права – огурцы, кукуруза, вишни, лисички, изображены Жанной Капустниковой на картинах настолько правдоподобно, что сложно держать себя в руках, чтобы не потрогать. Детишки, которые пришли на открытие с родителями, надолго зависли перед работой «Дети кукурузы» — наверное, хотели оторвать початок, или же оказаться на месте этих самых кукурузных детей.
Фуршет, организованный художницей, тоже был символичен: никакого изысканного вина и пафосного шампанского – молоко, томатный сок, «Тархун». Бело-красно-зеленое удовольствие пришлось присутствующим по вкусу. На выставку пришли не только завсегдатаи минской художественной жизни – художники, арт-критики, журналисты, искусствоведы и просто любители живописи, так и известные персоны. С большим интересом работы рассматривала актриса Тамара Миронова.
Официальная часть открытия DАЖЫНОК была коротка и скромна. Жанна Капустникова обратилась к пришедшим со словами: «Я готовилась к выставке два года, а не хватило два часа, чтобы четко все организовать». К слову, никто и не заметил, что были какие-то заминки и недоделанности, настолько увлекали и захватывали картины.
Затем автор пустилась в длительные благодарности всем, кто помогал выставку сделать. «Я не хотела писать в стол, потому что работы туда не поместятся, во-первых, а во-вторых, эти они занимают очень много места внутри меня. Поэтому я очень хотела поделиться своими работами с вами, зрителями. Тема, которой я занимаюсь, бесконечная, над ней можно работать до самой смерти, она неисчерпаема».
После искренности автора, которая подчеркнула, что у нее нет камней и фиг в кармане, праздник продолжила создавать группа Kriwi. В атмосферу урожая можно погрузиться до 3 ноября.
Ася ПОПЛАВСКАЯ, фото автора