Полесская «робинзонада» продолжается
Чудо-остров для юных путешественников нашли на Лепельских озерах
Национальная киностудия «Беларусьфильм» закончила съемки двухсерийного телевизионного фильма для детей «Полесские робинзоны, или Чудо-остров» по мотивам знаменитой повести Янки Мавра «Полесские робинзоны». Историю о приключениях Ильи, Мирона и его сестры Юли, которые попадают на странный остров, где сходятся времена и можно очутиться в ином измерении, снял известный белорусский режиссер Сергей Сычев.
— Сергей Григорьевич, и где же нашли в Беларуси чудо-остров?
— На Лепельских озерах, в красивейших местах. Правда, с погодой нам там не повезло. Ребятам, которые снимались, пришлось приличное количество времени провести в холодной воде, когда по сюжету их лодка перевернулась. Естественно, отогревали их потом, растирали, чтобы не дай бог не простыли, вся съемочная группа к ним очень внимательно и заботливо относилась.
— В картине снимались сразу пять юных актеров. Искать было их трудно?
— Сложность была не только в том, чтобы персонально каждого определить: подходит или нет. Главное было составить ансамбль из пяти человек, своеобразных, не похожих друг на друга ребят, с характерами. По-моему, нам это удалось. Мальчишек — Сашу Талако, Мишу Каранецкого, Егора Шика и Егора Розсудовского нашли в Минске, они обычные школьники, никогда в кино даже не пробовались. А вот исполнительница роли Юльки Настя Кравченя из Калинковичей уже имеет сценический опыт. Она лауреат приза зрительских симпатий телеконкурса «Я пою» 2011 года. Дело в том, что в картине три песенных номера, поэтому наряду с актерскими данными для юной артистки очень важны были и вокальные. У Насти удачно сочетается и то, и другое. Словом, счастливо создался отличный ансамбль.
— Терпение вам, режиссеру, с таким ансамблем 12—13-летних ребят потребовалось недюжинное?
— Это точно. Пришлось и понервничать, и поругаться, когда не слушались, и грозиться всех на горох поставить. Особенно сложно было в самом начале съемок, когда дети еще совсем не понимали, что к чему и как делать на площадке. Приходилось объяснять элементарные вещи, известные любому взрослому актеру.
— Кстати, каково было им, взрослым, говорят же, что детей и животных переиграть нельзя?
— В фильме взрослых персонажей немного. В компании с ребятами работали настоящие профессионалы — народный артист СССР Геннадий Овсянников и народный артист Беларуси Александр Ткаченок. Я не знаю, не отслеживал, был ли у них прежде опыт работы с детьми, но то, что во время этой робинзонады контакт творческий и человеческий опытных и юных актеров состоялся — это определенно.
— Сценарий фильма написан известными белорусскими драматургами Федором и Егором Коневыми по мотивам повести Янки Мавра. Это означает, что он далек от оригинального сюжета?
— У Мавра, как известно, действие происходит в 1930-е годы. У нас — один из современных ребят, прочитав книгу о приключениях полесских робинзонов, предлагает друзьям пройти по тому же маршруту. В силу обстоятельств они, как и герои повести, тоже попадают в безвыходную ситуацию, когда неоткуда ждать помощи, когда встает вопрос, что делать дальше, когда нет под рукой привычных компьютера, мобильника, хлеба, спичек… Действие идет параллельно — как все происходило у тех ребят из 1930-х и как — у нынешних. Плюс ко всему введена фантазийная линия — робинзоны попадают в некое чародейное пространство.
— Критики со стороны ревностных поклонников классики не опасаетесь? Скажут, мол, переиначили все.
— Переиначили, кстати, возраст героев. У Мавра робинзоны Мирон и Виктор были одногодками, по тексту повести им «лет 35 на двоих», то есть где-то по 17. Мы со сценаристами намеренно снизили возрастную грань с учетом того, что среди персонажей фильма в компании мальчишек есть девочка, и если ребятам по семнадцать, то это уже может быть совсем другая история, другие взаимоотношения. По поводу классики и сочетания в фильме ретро и современности я не боюсь абсолютно. Между прочим, повесть «Полесские робинзоны» до этого была дважды экранизирована — режиссерами Иосифом Бахаром и Леонидом Молчановым в 1934 году в Москве, там в то время работало Белгоскино, и в 1971-м на «Беларусьфильме» режиссером Леонидом Мартынюком. В этих картинах тоже были и отступления от оригинального сюжета, и искажения возраста героев, и отражение реалий своего времени. Но главное — в них были приключения, которые всегда привлекают юных зрителей, дети в любые времена остаются детьми — дружат, фантазируют, мечтают о смелых свершениях и далеких путешествиях.
— Когда премьера?
— Выход картины на телеэкран запланирован на начало 2014 года. Возможно, его приурочат к зимним каникулам.
Фото: Виктор ЗАЙКОВСКИЙ